Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Открытые системы  
  Как осмыслить окружающую среду вашего бизнеса  
  Комментарий  
  Swot-анализ  
  Как исследовать вашу организацию  
  Анализ долевых позиции  
  Как управлять стратегическими  
  Комментарий  
  Управление маркетингом  
  Как оценить рыночные качества  
  Первая фаза  
  Фаза 2  
  Фаза 3  
  Четвертая фаза  
  Как определить место  
  Как разработать стратегию  
  Рынок/Продукт  
  Четыре Р  
  Как управлять тактикой маркетинга  
  Как продавать правильные вещи  
  Особенности и выгоды  
  Как управлять спросом  
  Как управлять спросом  
  Ценовая эластичность спроса  
  Управление финансами  
  Как управлять активами  
  Баланс  
  Отчет о прибыли и убытках  
  Как управлять прибылью, используя отчет о прибыли и убытках  
  Прогноз денежных потоков  
  Кок управлять денежными средствами  
  Кажущийся дефицит  
  Как управлять инвестициями  
  Как управлять инвестициями, используя методики их оценки  
  Как управлять бюджетами  
  бюджетный процесс  
  Закрытая система  
  Коммерческие организации  
  Как добавлять стоимость  
  Регулирующий цикл менеджмента  
  Прогноз  
  План  
  Регулирование  
  Анализ  
  Регулирующий цикл менеджмента  
  Регулирование  
  Как управлять деятельностью организации  
  Оперативные совещания  
  Регулирующий цикл менеджмента  
  Как управлять текущей деятельностью  
  Командная работа  
  Как решать проблемы и улучшать работу  
  Механизм рабочих групп  
  Диаграмма Гантта  
  Как управлять проектами  
  Процесс переоценки  
  Анализ безубыточности  
  Как увеличить вашу рентабельность  
  Диаграмма безубыточности  
  Дерево решений  
  Как находить способ разрешения проблем  
  Как принимать наилучшие решения  
  Как принять наилучшее решение  
  Цена и выгода  
  Как управлять вероятностями  
  Как использовать Парето-анализ  
  Как использовать статистику  
  Как раскрыть потенциал статистики  
  Закон Зипфа  
  Как связать частотность явления  
  Мотивация менеджеров  
  Хороший менеджер  
  Как подбирать экспертов  
  Диаграмма стилей менеджмента  
  Как руководить людьми  
  Работники социального обслуживания  
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА

Майкл Уорд начинает свою книгу словами о том, что существует расхожее мнение, будто менеджеры не читают книг, во всяком случае по своей профессии. Тем не менее, он решил написать эту книгу в расчете именно на этот контингент людей. И книга стала популярной, потому что оказалась полезной.
Представляется, что читателям в нашей стране и странах постсоветского пространства она будет еще полезнее, чем менеджерам в европейских странах, потому что задача организации управления занимает здесь у нас особое место. Это одна из системных проблем. Известно, что распаду Советского Союза предшествовал и сопутствовал развал системы управления на всех уровнях — от общегосударственного до уровня предприятия. Формирование рыночного правового поля и рыночной инфраструктуры поставило серьезную проблему управления организациями в новой, неосвоенной среде, для работы в которой руководители всех уровней и владельцы-собственники всех масштабов, как правило, не имели ни сложившихся традиций, ни опыта, и лишь небольшая часть из них получила некоторое образование на курсах и в школах бизнеса. Теорию и практику менеджмента они изучали и создавали, в основном, в ходе практической работы.
Вообще говоря, если несколько отстраниться от терминологических тонкостей и исторических экскурсов в развитие менеджмента, то
Не углубляясь в эту тему, приведем ссылку на книгу, в которой она достаточно подробно рассмотрена: Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. (Здесь и далее примеч. научн. ред. перев.)
В книге российских авторов "Семь нот менеджмента" рассматриваются и другие причины недостаточного уровня менеджмента в России, связанные с темпами и порядком приватизации: Бочкарев А. и др. Семь нот менеджмента. - Изд. 3-е, доп. - М.: ЗАО "Журнал Эксперт", 1998. - С. 17-20.
В этом нашли подтверждение слова современного российского философа Александра Зиновьева: «Масса людей готовится специально для дела управления. Они изучают множество всяких наук. Но о правилах управления, как таковых, они узнают косвенно или как о чем-то банальном (вроде улыбок, поклонов и галстуков), а главным образом познают их на опыте.» (Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. - С. 159.)
становится понятно, почему проводившиеся за рубежом исследования подчас не находят высокой корреляции между уровнем обучения менеджменту и успешностью действий предпринимателей и менеджеров. Дело в том, что теория и практика менеджмента в качестве основной идеи применяют кибернетическую схему управления с использованием обратной связи (что вполне естественно, так как кибернетика определила наиболее общие законы управления в технических, биологических и социальных системах). Суть этой схемы (в несколько упрощенной форме) заключается в следующем:
в управляемом объекте (системе) выделяются подлежащие управлению характеристики и управляющие этим объектом воздействия. Управляющая система имеет некоторую конечную цель и траекторию ее достижения в виде последовательности значений управляемых характеристик в течение периода управления;
управляющая система получает от объекта по каналам обратной связи информацию о фактическом значении управляемых характеристик объекта;
на основании рассогласований фактических и целевых значений управляемых характеристик управляющая система вырабатывает управляющие воздействия на объект таким образом, чтобы минимизировавть. Все многообразие задач, решаемых менеджментом, порождается из этой схемы путем варьирования объектов, целей, управляемых характеристик и управляющих воздействий. Например, о мотивационной концепции контроля за исполнением, разработанной Ю. Кулем, можно прочитать следующее: "выделяются четыре основных компонента когнитивной репрезентации намерения: реальное состояние, требуемое или желательное состояние, расхождение требуемого и реального состояния, действие по устранению расхождения. Чем это отличается от приведенного чуть выше описания общей схемы управления, как не терминологией?
Винер Н. Кибернетика: Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Сов. радио, 1966; Винер Н. Человек управляющий: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. Правомерность использования категории цели для объектов материального мира и описание экономики как кибернетической системы в сжатой форме рассмотрены в недавно вышедшей книге: Петраков Н.Я. Русская рулетка: экономический эксперимент ценою 150 миллионов жизней/Ред. кол.: Д.С. Львов (пред.) и др. - М.: ОАО "Изд-во "Экономика", 1998.-С. 10-20.
Психология менеджмента: Учебник / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. -СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000. - С. 209.
Поскольку общая схема управления вполне естественна для понимания человека, тем более для человека, имеющего, скажем, техническое образование, то применяя ее к конкретике деятельности менеджера -этот человек может трудиться весьма эффективно, хотя, может быть, и не сумеет описать свой стиль работы в терминах менеджмента. Конечно, получив знания по менеджменту, этот конкретный человек станет еще эффективнее, если эти знания не будут схоластическими, а помогут ему усовершенствовать свою внутреннюю модель управления, подскажут новые каналы управляющих воздействий, например, на персонал, помогут формулировать текущие и стратегические цели для него самого и его организации. Именно такие знания несет раскрытая вами книга. Она не "причесывает" ваши интуитивные познания в управлении под принятую в данной профессиональной среде терминологию, а дает новые знания, повышая вашу эффективность.
Процесс формирования российского менеджмента вряд ли можно считать законченным и в настоящее время, хотя бы в связи с тем, что, по имеющимся оценкам, низкий уровень корпоративного управления приводит к занижению стоимости акций российских компаний на 54 млрд. долларов. Активное участие России в мирохозяйственных связях также настоятельно требует роста эффективности менеджмента.
Читатели этой книги узнают, что ее автор тоже продвигался к теории и консалтингу в области менеджмента после приобретения практического опыта в собственном бизнесе. Как следует из предисловия к книге, автор стал владельцем и менеджером предприятия, которое обанкротилось бы, если бы им как новым владельцем не были приняты конкретные срочные управленческие решения. The Perception and Cost of Corporate Governance Risk. Troika Dialog Research, February 2001. - M.: Издание группы "Тройка-диалог", 2001 (см. также www.troika.ru). Отметим еще, что в изданной в 1999 г. Отделением экономики РАН коллективной монографии из серии «Системные проблемы России» говорится, что «...наблюдается снижение уровня управляемости экономики». (Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д.С. Львов; Отд. экон. РАН; науч.-ред. совет изд-ва "Экономика". - М.: ОАО "Издательство "Экономика", 1999.-С. 80).
«На рынке в конкурентной борьбе сталкиваются не только и не столько страны в целом, сколько конкретные предприятия и фирмы. И именно выбор ими наиболее оптимальных стратегий развития и методов управления и организации маркетинга, взаимодействия с клиентами и т.д. во многом определит успех или неуспех в состязании с конкурентами». (Строев Е.С. Самоопределение России и глобальная модернизация. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2001. - С. 303).
рост его карьеры успешно закончился. В ходе обучения автор смог найти теоретические обоснования решения стоявших перед ним в практике проблем. Можно сказать, что, начав с желания вести свой бизнес, он пришел к пониманию того, как это следует делать, и решил поделиться своим опытом с менеджерами и предпринимателями. Этот жизненный опыт г-на Майкла Уорда, конечно же, определяющим образом повлиял на форму и содержание данной книги, и, на мой взгляд, повлиял положительным образом.
Прежде всего это определило стиль изложения, носящий подчеркнуто разговорный характер. Переводчик и редактор перевода стремился сохранить этот стиль, призванный максимально облегчить восприятие материала.
Кроме того, опыт автора определил структуру книги: каждая из 50 глав посвящена некоторой конкретной методике. В начале главы дается краткое изложение методики (теоретическая, а точнее говоря, методическая часть материала главы), после которой на конкретном примере, подобранном автором из опыта консультирования, рассматривается, как применить эту методику в работе организации. В ряде случаев вторая часть главы является ключевой. Например, понятие нормального распределения можно считать известным всем менеджерам с высшим образованием.
В то же время его применение для управления, демонстрируемое автором на примере конкретной ситуации, пробуждает у менеджера множество ассоциаций из его собственной деятельности и, на мой взгляд, вызывает желание рассмотреть статистические характеристики повторяющихся работ, особенно если эти работы требуют оптимизации в плане управления. Т.е. приложения теории, предлагаемые в книге, позволяют сформулировать у читающего книгу менеджера вопросы к своей практике управления. Именно так мне и хочется порекомендовать действовать читателю, который прагматичен и дорожит своим временем.
Представленные в книге 50 методик действительно можно назвать главными, поскольку они охватывают все традиционно рассматриваемые функциональные процессы организации: производство, маркетинг, финансы, персонал, эккаунтинг (учет и анализ деятельности). В то же время в отдельные части книги выделено управление стратегией
Это важно с учетом замечаний других специалистов по менеджменту: «Книги по бизнесу часто богаты концептуальными моделями, но в них мало примеров из реальной жизни». (Гуияр Френсис Ж., Келли Джеймс Н. Преобразование организации: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - С. 17.)
п управление ценообразованием (часть III), управление принятия решений (часть VI), использование количественных методов в управлении (часть VII), управление обучением (часть IX), управление  (часть X), управление изменениями (часть XI). Некоторые из этих менеджменте развились в самостоятельные направления исследований, по которым издано вполне представительное число публикаций (в том числе на русском языке). Однако, включая эти темы в книгу, достигает системного охвата проблем, возникающих в организациях - что, естественно, увеличивает ценность книги и круг заинтересованных читателей. Правда, здесь есть одно исключение.
В своей книге автор, возможно, намеренно не стал касаться одного из назойливых для российских менеджеров вопросов - структуры организации. Назойливого потому, что при любых изменениях в реально действующих организациях в первую очередь поднимается этот вопрос, а иногда только этот вопрос. А поскольку в данный период деятельности наших организаций изменения просто неизбежны, то вопрос структуры постоянно ставится на повестку дня, особенно менеджерами высшего уровня.
На самом деле это, конечно, важная проблема менеджмента, онако никакая самая прогрессивная структура не может заменить организационную культуру или систему научения сотрудников. Точнее говоря, структура - это только один из пяти компонентов внутренней среды предприятия. Остальными являются организационная культура, персонал, технологии, задачи. А всякое изменение структуры вызывает большее или меньшее "замораживание" деятельности предприятия. В этом смысле представляется даже полезным, что автор не касается темы структуры в своей книге. Для тех же менеджеров, которых этот вопрос интересует, я бы настоятельно порекомендовал опубликованную в 2001 г. отличную книгу Генри Минцберга. В ней обстоятельно рассматривается конструкция (и конструирование) организаций в зависимости от целей и содержания их деятельности, состояния окружающей среды и других факторов. Причем это рассмотрение заключается не в изложении соответствующих теорий, а именно в предложении вариантов структур с точки зрения конструктора, проектирующего изделие под определенное техническое задание, имея набор элементов.
Следующая особенность книги тоже очень привлекательна. В книге все понятия и методики даются на качественном уровне, причем с активным использованием человеческой составляющей. Вопросы финансов, учета, количественных методик рассматриваются через взаимодействие менеджеров, а также их работу с подчиненными. Так ведь обстоят дела и в реальной жизни. Менеджмент - это большей частью не работа с бумагами, поскольку организация — это «совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры». И «управление конкретным делом всегда есть управление людьми, занятыми этим делом, а управление конкретным объединением людей есть так или иначе и управление делом, которое свело этих людей вместе».
Не случайно почти половина книги посвящена управлению процессами, в наибольшей степени определяемыми людьми, образующими организацию. Это отражает общую философию развития современного общества, в котором человеческий капитал становится важнейшим ресурсом развития. В частности, анализ моделей экономического роста показывает, что для обеспечения эндогенного роста в условиях Российской Федерации недостаточно создания благоприятного инвестиционного климата. «Важнейшим направлением долговременной экономической политики российского государства, способным стимулировать интенсивный экономический рост, должно в ближайшие годы стать резкое повышение эффективности системы образования и переподготовки кадров».
Не только модели, но и эмпирические исследования экономического роста и инвестиций в человеческий капитал обнаруживают их взаимозависимость у стран, развивавших ускоренными темпами начальное и среднее образование, так же, как и высшее образование. Так, исследование по взаимосвязям между долей студентов, обучавшихся по разным специальностям в 1970 г., и последующим реальным ростом ВВП на душу населения выявило положительную связь между численностью студентов, обучавшихся по техническим специальностям, и последующим ростом. Считается, что образование и
товка кадров играли основную роль в обеспечении устойчивого подго южнокорейской экономики в течение длительного времени Видимо, данная закономерность сыграла свою роль в том, что I женное в стоимостной форме накопление образовательного потенциала рабочей силы (фонда образования) приобрело в развитых странах размеры, превосходящие по масштабам материальное накопление, и происходит опережающими его темпами»3. Например, в США фонд образования рабочей силы в 1990 г. на 53% превосходил основной производственный капитал частного сектора.
Имеются также исследования, которые свидетельствуют о росте средней заработной платы в стране при осуществлении государственных программ, в результате которых повышается образовательный уровень населения5. Таким образом, компетентное управление обучением, рассмотренное в части IX этой книги, должно не только по-высить конкурентоспособность отдельного человека и организации, но и работать на благо развития всей страны.
Вполне прагматический материал предоставляется в книге тем из читателей (не обязательно менеджеров), кто уделяет внимание важнейшей духовной задаче человека — саморазвитию (самосовершенствованию). Соответствующие методики помещены в части X (в частности, методика преодоления личного кризиса). В некоторых методиках автор на основании своего опыта высказывает мысли, не вполне совпадающие со сложившимися взглядами в среде специалистов по менеджменту. Он сам обозначает такие темы. Одной из них является роль менеджера как лидера. Автор убежден, что менеджер в силу своей профессии обязан быть лидером и должен этому учиться. В то же время распространена точка зрения, согласно которой желательно, чтобы менеджер был лидером, но менеджер и лидер - разные роли. Так, известные в России специалисты в сфере менеджмента считают, что «лидерство - это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство - на том, чтобы люди делали правильные вещи.... Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Их основные характеристики как бы находятся в разных измерениях»1.
Может быть это разочарует кого-то из читателей, но в книге нет математических моделей, сложных схем. Зато в ней много жизни. Прочитав, скажем, в гл. 40 о том, как повысить эффективность своего рабочего дня, кто-то может удивиться: "Слишком просто". Но когда он попробует выполнить рекомендации, станет ясно, что простота методики не означает, что так уж легко постоянно, каждый день ее придерживаться. Кроме того, станет понятно, что "просто" не то же самое, что "плохо", а мало сложности может означать много жизненности.
Автор приводит к ряду глав книги источники, в которых подробнее раскрывается рассматриваемая тема. В дополнение к ним научным редактором перевода в комментариях для удобства читателя указаны книги, опубликованные на русском языке по соответствующим темам. Следует отметить, что если в 90-х годах прошлого столетия создаваемая российскими авторами литература по менеджменту в основном была посвящена теории вопроса и базировалась на зарубежных исследованиях, то в последние годы появились весьма привлекательные публикации, основанные на практической работе и исследованиях, проведенных в российских организациях.
Работа над книгой убедила меня в том, что даже в той массе публикаций, которые сейчас идут по тематике менеджмента, книга, которую читатель сейчас держит в руках, - это подарок автора тем, кто намерен эффективно и стабильно работать в бизнесе.
Хотя книга хорошо структурирована, не стоит читать ее урывками, в машине или за чашкой кофе. Части можно читать в любом порядке, но внутри части материал логически увязан, поэтому его лучше читать подряд и в более или менее спокойной обстановке. Те методики, которые, по вашему мнению, стоит применить в вашей работе, лучше предварительно обсудить с коллегами или с друзьями.


Инвестиционные расчеты Срок окупаемости Сравнение процентной ставки Вклад контроллера Рост потенциала Открытые системы Как осмыслить окружающую среду вашего бизнеса  Комментарий Swot-анализ Как исследовать вашу организацию