Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

Компания Show-Plus - аренда колонок в Черкассах по низким ценам.

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  Развитие теории и практики менеджмента  
  Подходы к управлению  
  Школа научного менеджмента  
  Административная (классическая) школа  
  Школа человеческих отношений  
  Школа поведенческих наук  
  Эмпирическая школа управления  
  Школа социальных систем  
  Новая школа  
  Современные подходы к управлению  
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

В дальнейшем в теории управления за рубежом происходит посто­янный поиск новых форм и методов рационализации управления. Так, на рубеже 70-х г.г. была выдвинута новая четко сформулированная идея о том, что организация - это открытая система, которая приспосаб­ливается к своей весьма многообразной внешней и внутренней сре­де, и главные причины того, что происходит внутри организации, сле­дует искать вне ее.

Греческое слово «systema» переводится как «целое, составленное из частей». В наиболее широком смысле система понимается как кон­кретный порядок, связанное целое. Этот термин может обозначать строгий порядок работы, государственную систему (форма общего­сударственного устройства), нервную систему (части, связанные об­щей функцией), хозяйственную систему (хозяйственные единицы, объединенные организационно) и т. д.

Системный подход как научная методология — это особое поня­тие, заключающее в себе рассмотрение объектов анализа не изолиро­ванно, а в связи со многими другими объектами и явлениями.

В реальной жизни системы (человек, машина, коллектив и т.д.) не могут существовать вне связи с окружающим миром. Но этих свя­зей столь много и они столь разнообразны, что изучить их для реше­ния какой-то конкретной проблемы не представляется возможным. Поэтому системный подход предполагает выделение наиболее суще­ственных связей, которые оказывают непосредственное и значитель­ное влияние на свойства системы и решение поставленных задач в исследуемом объекте.

Социальные системы представляют собой особый класс. Их воз­никновение и целостность определяются взаимодействием людей. Многообразие социальных систем столь велико, насколько многооб­разна сознательная деятельность людей. Все материальное производ­ство - это социальные системы. Но системы - это и города, районы, отрасли народного хозяйства и даже государство в целом.

Социальные системы отличаются условиями их объединения, т.е. системообразующими факторами. К ним относятся:

конкретная общая цель всей совокупности элементов;

подчинение задач каждого элемента общей цели системы;

осознанность каждым элементом своих задач и понимание общей цели;

выполнение каждым элементом функций, вытекающих из постав­ленной задачи;

конкретные отношения между элементами системы;

наличие органа управления;

обязательная обратная связь.

Взаимосвязь элементов в материальных системах основана на действии законов существования и движения материи, в абстракт­ных системах - на действии законов отражения реальной действи­тельности (научные теории, модели). В социальных системах взаи­мосвязь элементов в уже названных законах, действующих в мате­риальных и абстрактных системах, характеризуется наличием общих целей или одинаковых интересов. Именно это является решающим фактором для совместной деятельности людей. Другими словами, нужны факторы, которые побуждали бы людей к определенным дей­ствиям. Но эти факторы могут изменяться, поэтому за ними нужен постоянный контроль.

Особенность социальной системы: созда­вая ее с одной целью, люди должны достигать и многих других целей. Задачи элементов системы вызывают к жизни целый ряд задач систе­мы. Для того чтобы удовлетворять потребности элементов, необхо­димо функционирование системы в целом.

Другим очень важным свойством социальной системы является то, что ее возможности и цели шире, чем простая сумма возможностей и целей составляющих ее элементов. Это свойство носит название эф­фекта целостности.

Социальная сфера - это сознательное объединение людей, кото­рое превращается в нечто самостоятельное, существующее и разви­вающееся по своим собственным законам. Так, например, социаль­ная система обладает целями, которые отличаются от целей ее участ­ников. Но эти цели могут быть достигнуты только благодаря деятель­ности совокупности конкретных людей, входящих в эту систему. По­этому каждый объект системы должен выполнять задачу, вытекаю­щую из общей цели.

Таким образом, в составе социальной системы, будучи ее элемен­тами, люди попадают в определенную зависимость от результатов де­ятельности других, т.е. между людьми в составе социальной системы складываются определенные отношения, под которыми понимают способность определенным образом влиять на состояние и поведе­ние друг друга. Эти отношения действуют только при наличии связей между элементами (членами) системы. Связь - это обмен результа­тами деятельности, которые могут быть материальными (сырье, ма­териалы, топливо, изделия, инструмент и т. п.) и нематериальными (идеи, знания, решения, сведения).

В 60-80-е г.г. велись интенсивные поиски взаимосвязей между ти­пами среды и различными формами управления. Эти поиски приве­ли к ситуационному подходу в управлении, на котором мы остановимся более подробно.

Ситуационный подход заключается в том, что для каждой произ­водственной ситуации присущи свои конкретные методы управления. Поскольку на организацию влияет множество внутренних факторов и факторов внешней среды, то не может быть единого «лучшего» спо­соба ею управлять. Наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации является тот, который будет оптимальным для данной ситуации.

Ранее рассмотренные школы основывались на определении прин­ципов, относящихся к функциям управления. Они вместили в себя комплекс теоретических знаний о том, как должен работать руково­дитель, а применение этих принципов в управлении производством рассматривалось как искусство, достигаемое опытным путем. Ситуа­ционный подход дал возможность прямо приложить науку к конк­ретным условиям и ситуациям. Центральным фактором ситуацион­ного подхода является сама ситуация, т.е. комплекс обстоятельств, влияние которых на организацию в данное конкретное время самое сильное. Ситуация находится в центре внимания руководителя, что вынуждает его мыслить ситуационно. Именно это помогает руково­дителю выбрать тот метод управленческого воздействия, который в данной ситуации будет в наибольшей мере способствовать достиже­нию цели организации.

Методология ситуационного подхода может быть представлена как четырехшаговый процесс.

Руководитель должен быть знаком со средствами профессио­нального управления, которые доказали свою эффективность: системный анализ, методы планирования и контроля, количе­ственные методы принятия решений.

Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руко­водитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные, от применения данной методики или концепции. Приведем простой пример. Предло­жение удвоить заработную плату всем служащим за дополни­тельную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но нередко затраты превышают полученные выгоды, что может привести к разорению органи­зации.

Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситу­ацию. Необходимо правильно определить, какие факторы яв­ляются наиболее важными в данной ситуации и какой вероят­ный эффект может повлечь за собой изменение одной или не­скольких переменных.

Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуа­циями, тем самым обеспечивая достижение целей организа­ции самым эффективным путем в условиях существующих об­стоятельств.

В 80-е г.г. возросло значение организационной культуры как силь­ного инструмента управления. Зародившись в Японии, эта идея до­казала свою высокую жизнеспособность не только на японских пред­приятиях, но и широко распространилась в США и странах Западной Европы. Культура вообще, а в частности управленческая, по силе воз­действия на людей оказывает влияние, равное организации, и исполь­зуется как эффективный управленческий инструмент. Главный потенциал для прогрессивных изменений заложен в самом человеке, в его сознании и культуре. Было доказано, что культурные стереотипы по­ведения человека в организации оказывают прямое воздействие на конечные результаты производственной деятельности.

Характерной особенностью 90-х г.г. было то, что управленческая мысль развивалась в трех основных направлениях. Первая из них свя­зана с повышением уровня материально-технической базы современ­ного производства и оказания услуг. Во всем мире усилилось влияние научно-технического прогресса на достижение целей организации и повышение конкурентоспособности продукции. Управленческая мысль направлена на управление операциями и повышение уровня производительности путем синтеза деятельности людей и использо­вания технологических факторов производства. В целом эту тенден­цию можно характеризовать как усиление «технократизма» на новой, более совершенной технической базе.

Второе направление проявилось в усилении внимания, с одной сто­роны, к организационной культуре, а с другой - к различным фор­мам демократизации управления: участие рядовых работников в до­ходах предприятия и в собственности, осуществление ими управлен­ческих функций. Это направление зародилось в 30-е г.г., однако в аме­риканской экономике развивалось довольно медленно. В Японии и Европе оно получило более широкое распространение. Но в настоя­щее время и в США оно приняло широкие масштабы и стало объек­тивной реальностью ведения хозяйства в условиях рынка.

Третьей особенностью эволюции управленческой мысли является усиление международного характера управления — международный менеджмент. В это время большинство развитых стран перешло к от­крытой экономике, в результате резко усилилась международная кон­куренция, повысился уровень кооперации производства, произошел рост транснациональных корпораций. Международный менеджмент ставит ряд новых проблем перед теорией и практикой управления.

Внимание управленческой мысли сейчас приковано к таким важ­ным вопросам международного менеджмента, как определение об­щих особенностей и выделение специфических универсальных форм и методов управления, наиболее эффективное выполнение функций управления в условиях разных стран, приспособление к националь­ной местной среде и ряд других.
 
 
 
                                                                          ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

Узнайте больше о спортивной жизни университета нажав сюда 


Понятие и сущность организации Законы и принципы организации Виды и типы организации Организационная структура и организационное проектирование  Организационная культура Развитие теории и практики менеджмента Подходы к управлению Школа научного менеджмента Административная (классическая) школа Школа человеческих отношений