Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  Деятельность менеджера  
  Требования к руководителю  
  Формы и типы власти  
  Ролевые функции менеджера  
  Уровни управления. Виды и границы разделения труда  
  Предприимчивость менеджера  
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

Работа менеджеров также имеет много общих характеристик, в то время как круг их обязанностей и степень ответственности, а также сферы деятельности могут существенно различаться. Хотя общие ас­пекты управленческой деятельности трудно просматриваются, управ­ленческая деятельность по своей сути значительно отличается от не­управленческой. Управленческий труд неоднороден. Его характери­зуют кратковременность, разнообразие и фрагментарность.

Общей чертой управленческой работы является исполнение роли ру­ководителя. Все менеджеры занимают определенные руководящие дол­жности в управленческой иерархии организации, и именно это опреде­ляет их служебное поведение, заставляет их вести себя определенным образом. Занявший должность (роль) руководитель не влияет на ее со­держание, хотя как личность может по-разному исполнять эту роль.

 

Американский теоретик в области менеджмента Генри Минцберг определил десять ролей, которые в зависимости от уровней управле­ния принимают на себя руководители в разной степени. Он подразде­ляет их на три больших класса: межличностные роли, информацион­ные роли и роли по принятию решений. Все роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Именно из них, взятых вместе, складываются объем и содержание работы менеджера, какой бы характер ни носила организация, в которой он работает. Межлич­ностные роли охватывают сферу взаимодействия менеджера с людьми. Они основаны на его полномочиях в организации и способствуют то­му, что к менеджеру стекается множественная информация, обладая которой он, с одной стороны, может выступать в информационной ро­ли, а с другой - в роли центра обработки информации. Выполняя меж­личностные и информационные роли, менеджер оказывается достаточ­но подготовленным для выполнения роли, связанной с принятием ре­шений, которая способна оказывать прямое влияние на ход производ­ственного процесса и достижение целей организации.

Классификация ролей руководителя, по Г. Минцбергу (табл. 4.6.), дает пред­ставление о той работе, которую выполняет менеджер. Эта классифи­кация дополняется еще рядом функций, которые в обязательном по­рядке выполняет любой руководитель в любой организации.

Таблица 4.6.

Управленческие роли по Г. Минцбергу
Роль
Описание
Характер деятельности
Межличностные роли
Главный руководитель
Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обязанностей правового или социального характера.
Церемониалы, действия, связанные с положением.
Лидер
Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор и подготовку работников
Все управленческие действия с участием подчиненных
Связующее звено
Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.
Переписка, участие на совещаниях на стороне, работа с внешними организациями и лицами
Информационные роли
Приемник информации
Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которая используется в интересах дела; выступает как центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию.
Обработка почты, осуществление контактов, связанных с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки).
Распространитель информации
Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит фактический характер, другая требует анализа отдельных факторов для формирования политики организации
Рассылка почты по организациям с целью получения информации. Проведение обзоров, бесед.
Представитель
Передает информацию для внешних пользователей, касающуюся планов, политики, действий, результатов работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли.
Участие в заседаниях, почтовые отправления, устные выступления, включая передачу информации внешним организациям.
Роли по принятию решений
Предприниматель
Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет проекты по совершенствованию деятельности, контролирует разработку отдельных проектов.
Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуаций, включение в разработку проектов совершенствования деятельности.
Устраняющий нарушения
Отвечает за корректировку действий, когда организация оказывается перед необходимостью принятия важных и неожиданных решений.
Обсуждение стратегических и текущих вопросов.
Распределитель ресурсов
Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводиться к принятию или одобрению всех значительных решений.
Составление графиков, составление и выполнение бюджетов, программирование работы подчиненных.
Ведущий переговоры
Отвеченный за представительство организации на всех значительных и важных переговоров.
Ведение переговоров.

Ролевая структура характеризует разделение членов коллектива по творческим, коммуникационным и поведенческим ролям (табл. 4.7.).

Таблица 4.7.

Роли в коллективе

Название роли
Содержание роли
1. Творческие роли
Генератор идей
выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативы решения, определяет пути и средства реализации идеи.
Эксперт
обладает способностями оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения.
Критик
подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей.
Организатор
организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового штурма» работу отдельных членов группы с позиции достижения конечной цели.
2. Коммуникативные роли
Делопроизводитель
выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы.
Связной
связывает на неформальной личностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи в группе.
Координатор
осуществляет увязку действий отдельных членов группы сточки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером.
3. Поведенческие роли
Оптимист
всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы.
Нигилист
всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой, выглядит «черной вороной».
Конформист
следую общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с мнением группы, представляя «молчаливое большинство».
Догматик
упорно держится известных норм, стоит до последнего в своем мнении, не соглашаясь с рациональным решением группы.
Кляузник
собирает и способствует распространению слухов, часто непроверенных и ложных. Во всем видит личную обиду и готов писать жалобы во все инстанции.

 
 
                                                                                        МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 

Приемы влияния на людей >>


Психологические феномены ситуаций >>


Школа поведенческих наук Эмпирическая школа управления Школа социальных систем Новая школа Современные подходы к управлению Деятельность менеджера Требования к руководителю Формы и типы власти Ролевые функции менеджера Уровни управления. Виды и границы разделения труда