Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  Деятельность менеджера  
  Требования к руководителю  
  Формы и типы власти  
  Ролевые функции менеджера  
  Уровни управления. Виды и границы разделения труда  
  Предприимчивость менеджера  
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

Формы и типы власти

Власть – возможность осуществлять свою волю, воздействовать на поведение и деятельность людей с помощью каких-либо методов или средств (авторитета, воли, насилия, закона).

Функции власти:

поддержание общественного порядка и стабильности;

выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

достижение общественного согласия (консенсуса);

принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности.

Типы власти:

охлократия (от греч. - толпа) характеризуется отсутствием четкого подчинения граждан нормам морали и права, когда общественное поведение определяется на стихийном собрании, митинге, сходке людей;

автократия (от греч. - автор) означает неограниченную власть в обществе одного лица;

демократия (от греч. народ) предусматривает «власть народа» на основе общественного самоуправления.

В первую очередь, власть необходимо отличать от влияния, т.е. способности субъекта тем или иным образом воздействовать на объект. Это отличие проявляется в нескольких основных моментах:

власть отличается от влияния более высокой силой воздействия и способностью добиться подчинения;

власть - это не просто воздействие на кого - то или что - то, а способность добиться изменения кого - то или чего - то (т.е. объекта);

существенным отличием власти от влияния является ее способность накладывать санкции, т.е. наказания за неисполнение ее воли.

Подходы к власти можно представить в виде таблицы (табл. 4.1.)

Таблица 4.1.

Подходы к власти
Подходы
Характеристика подхода
Сущностный подход
понимает власть как сущность, имеющую особую, уникальную природу. Пример такого понимания власти - власть монарха в Средние века: она понималась как особый дар (способность), данная ему свыше, при этом будучи недоступной и непонятной для обычных людей.
Телеологический подход
понимает власть как способ достичь поставленной цели. Сторонник такого подхода к пониманию природы власти, английский философ Б.Рассел, в частности, указывал: “Власть может быть определена как реализация намеченных целей” - иначе говоря, любой человек, достигший поставленной цели, обладает властью.
Психологический подход
исходит из того, что сама власть и властные отношения являются естественным порождением человеческой психологии. С точки зрения З.Фрейда, само по себе стремление человека к власти - это преобразованное сексуальное влечение, при котором энергия сексуального импульса направляется на другие цели, а конкретно - на завоевание власти. А.Адлер считал, что причиной стремления человека к власти - подсознательное желание любого человека компенсировать физическую, духовную или социальную неполноценность  детских лет.
Поведенческий подход
рассматривает власть как такое отношение между людьми или тип поведения, при котором один человек командует, а другой подчиняется.
Коммуникативный подход
рассматривает ее как своего рода коммуникацию, т.е. общение между людьми с помощью языка, жестов и символов - поскольку считает, что без них невозможно передать другому человеку приказ и добиться его исполнения.
Системный подход
с точки зрения подхода, функция власти как ключевого элемента общественной жизни состоит в поддержании социального порядка - она обязана регулировать общественную жизнь, разрешать возникающие конфликты и тем самым укреплять целостность общества.

 

Структура власти состоит из 5 элементов (рис. 4.2.)
 

Рис. 4.2. Структура власти

 

Выделяют такие типы оснований власти как:

страх;

интерес;

принуждение;

право;

убеждение.

Власть может принимать разнообразные формы. Основы власти можно представить в виде четырех главных форм:

власть, основанная на принуждении;

власть, основанная на вознаграждении;

должностная  власть;

власть авторитета.

Власть посредством принуждения - это влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий может наказать, лишив потребности, или вообще сделать какие-то неприятности. Поэтому через страх лю­ди сознательно или бессознательно разрешают на себя влиять.

Власть, основанная на вознаграждении - один из самых старых и часто самых эффективных способов влияния на других людей. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потреб­ность или доставить удовольствие.

Должностная власть определяется существующей системой соподчинения и совокупностью функций, прав и обя­занностей в структуре управления. Она определяется предоставлени­ем руководителю полномочий по принятию и реализации управлен­ческих решений, изданию нормативных актов, по принуждению подчиненных к их исполнению.

Власть авторитета. Авторитет - это положительная оценка достоинств руководите­ля и убежденность подчиненных в правильности и точности прини­маемых им решений. Характеристики влияющего настолько привлекательны для ис­полнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят ему удовлетворить потребность.

Авторитет основан на двух источниках:

на вере в личностные особенности человека, его престиж;

на вере в способности человека, его деловые качества.

Под стилем правления понимается система методов, приемов и форм деятель­ности всех управленческих работников в связи с осуществлением их функций. Его элементами являются: стиль руководства, стиль подчинения, стиль соподчинения.

Стиль руководства — это качественная характеристика деятельности руководи­теля, способов его воздействия на исполнителей.

Стиль подчинения представляет собой совокупность методов и приемов деятель­ности работников, связанных с выполнением задач, поставленных руководителем.

Стиль соподчинения есть совокупность способов взаимодействия работников управления одного уровня, решающих общую задачу.

В современной учебной литературе синонимично употребляются два термина: «стиль правления» и «стиль руководства». Основные стили руководства и их характеристики представлены в табл. 4.2.


 

Таблица 4.2.

Характеристика стилей руководства

 

Взаимодействие руководителя с подчиненными
Стили руководства
авторитарный
демократический
либеральный
смешанный
методы принятия решения
единолично решает вопросы
советуется с подчиненными
ждет указаний или решения собраний
единолично или коллегиально в зависимости от ситуации
способ доведения решения до исполнителя
приказывает, распоряжается, командует
предлагает, просит
просит, упрашивает
приказывает, предлагает, согласовывает
распределение ответственности
берет на себя или перекладывает на подчиненных
распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями
снимает с себя всякую ответственность
распределяет ответственность между собой и подчиненными
отношение к инициативе
подавляет полностью
поощряет, использует в интересах дела
отдает инициативу в руки подчиненных
подавляет, когда уверен в правоте, поощряет, если нужно коллегиальное решение
отношение к подбору кадров
боится квалифицированных работников, старается от них избавиться
подбирает деловых, грамотных работников
подбором кадров не занимается
нерегулярно занимается подбором кадров и без четкой системы
отношение к недостаткам знаний
все знает и умеет, редко повышает квалификацию
постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику
пополняет свои знания и поощряет это среди своих подчиненных
старается быть в курсе современных проблем, периодически повышает квалификацию
стиль общения
держит дистанцию, не общителен
дружески настроен, любит общение
вступает в контакт с подчиненными только по их инициативе
чаще всего зависит от темперамента, преимущественно коммуникабельный
характер отношений с подчиненными
жесткий, диктуется настроением
ровная манера поведения, постоянный самоконтроль
мягок, покладист
преимущественно доброжелательный
отношение к дисциплине
приверженец формальной, жесткой дисциплины и строгого распорядка
сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям
не требует соблюдения формальной дисциплины, терпим к нарушениям
поддерживает формальную дисциплину, хотя иногда «покрывает» нарушения
отношение к моральному воздействию на подчиненных
считает наказание основным методом стимулирования, поощряет  только по праздникам
использует различные виды вознаграждения и наказания
чаще всего использует вознаграждение
в зависимости от ситуации и уровня подчиненных

Лидерство – это способность влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей.

Типы отношений в коллективе можно отобразить следующей таблицей (табл. 4.3.)

Таблица 4.3.

Типы отношений управления

низкое         участие работников в управлении         высокое
 
Авторитарное управление
«начальник - подчиненный», поддерживается нормативными документами
Эффективное лидерство
«лидер - последователь», последователи признают ценность и важность совместной работы
 
Высокое
 
достижение поставленных целей
 
 
 
низкое
Неэффективное лидерство
«хозяин - раб», власть лидера практически абсолютна.
Демократическое управление
«выборный руководитель - подчиненный», высокий уровень самоуправления
 

Подходы к лидерству

Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями.  Некоторые из этих изученных черт - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства.  Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.

Новая школа Современные подходы к управлению МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ Деятельность менеджера Требования к руководителю Ролевые функции менеджера Уровни управления. Виды и границы разделения труда Предприимчивость менеджера ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ Понятие функций управления