Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  Деятельность менеджера  
  Требования к руководителю  
  Формы и типы власти  
  Ролевые функции менеджера  
  Уровни управления. Виды и границы разделения труда  
  Предприимчивость менеджера  
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

Ролевые функции менеджера

Работа менеджеров также имеет много общих характеристик, в то время как круг их обязанностей и степень ответственности, а также сферы деятельности могут существенно различаться. Хотя общие ас­пекты управленческой деятельности трудно просматриваются, управ­ленческая деятельность по своей сути значительно отличается от не­управленческой. Управленческий труд неоднороден. Его характери­зуют кратковременность, разнообразие и фрагментарность.

Общей чертой управленческой работы является исполнение роли ру­ководителя. Все менеджеры занимают определенные руководящие дол­жности в управленческой иерархии организации, и именно это опреде­ляет их служебное поведение, заставляет их вести себя определенным образом. Занявший должность (роль) руководитель не влияет на ее со­держание, хотя как личность может по-разному исполнять эту роль.

Основные роли, которые исполняют члены группы можно представить в виде схемы (рис. 4.4.)
 

Рис. 4.4. Основные роли

 

Американский теоретик в области менеджмента Генри Минцберг определил десять ролей, которые в зависимости от уровней управле­ния принимают на себя руководители в разной степени. Он подразде­ляет их на три больших класса: межличностные роли, информацион­ные роли и роли по принятию решений. Все роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Именно из них, взятых вместе, складываются объем и содержание работы менеджера, какой бы характер ни носила организация, в которой он работает. Межлич­ностные роли охватывают сферу взаимодействия менеджера с людьми. Они основаны на его полномочиях в организации и способствуют то­му, что к менеджеру стекается множественная информация, обладая которой он, с одной стороны, может выступать в информационной ро­ли, а с другой - в роли центра обработки информации. Выполняя меж­личностные и информационные роли, менеджер оказывается достаточ­но подготовленным для выполнения роли, связанной с принятием ре­шений, которая способна оказывать прямое влияние на ход производ­ственного процесса и достижение целей организации.

Классификация ролей руководителя, по Г. Минцбергу (табл. 4.6.), дает пред­ставление о той работе, которую выполняет менеджер. Эта классифи­кация дополняется еще рядом функций, которые в обязательном по­рядке выполняет любой руководитель в любой организации.

Таблица 4.6.

Управленческие роли по Г. Минцбергу
Роль
Описание
Характер деятельности
Межличностные роли
Главный руководитель
Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обязанностей правового или социального характера.
Церемониалы, действия, связанные с положением.
Лидер
Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор и подготовку работников
Все управленческие действия с участием подчиненных
Связующее звено
Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.
Переписка, участие на совещаниях на стороне, работа с внешними организациями и лицами
Информационные роли
Приемник информации
Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которая используется в интересах дела; выступает как центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию.
Обработка почты, осуществление контактов, связанных с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки).
Распространитель информации
Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит фактический характер, другая требует анализа отдельных факторов для формирования политики организации
Рассылка почты по организациям с целью получения информации. Проведение обзоров, бесед.
Представитель
Передает информацию для внешних пользователей, касающуюся планов, политики, действий, результатов работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли.
Участие в заседаниях, почтовые отправления, устные выступления, включая передачу информации внешним организациям.
Роли по принятию решений
Предприниматель
Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет проекты по совершенствованию деятельности, контролирует разработку отдельных проектов.
Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуаций, включение в разработку проектов совершенствования деятельности.
Устраняющий нарушения
Отвечает за корректировку действий, когда организация оказывается перед необходимостью принятия важных и неожиданных решений.
Обсуждение стратегических и текущих вопросов.
Распределитель ресурсов
Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводиться к принятию или одобрению всех значительных решений.
Составление графиков, составление и выполнение бюджетов, программирование работы подчиненных.
Ведущий переговоры
Отвеченный за представительство организации на всех значительных и важных переговоров.
Ведение переговоров.

Ролевая структура характеризует разделение членов коллектива по творческим, коммуникационным и поведенческим ролям (табл. 4.7.).

Таблица 4.7.

Роли в коллективе

Название роли
Содержание роли
1. Творческие роли
Генератор идей
выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативы решения, определяет пути и средства реализации идеи.
Эксперт
обладает способностями оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения.
Критик
подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей.
Организатор
организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового штурма» работу отдельных членов группы с позиции достижения конечной цели.
2. Коммуникативные роли
Делопроизводитель
выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы.
Связной
связывает на неформальной личностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи в группе.
Координатор
осуществляет увязку действий отдельных членов группы сточки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером.
3. Поведенческие роли
Оптимист
всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы.
Нигилист
всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой, выглядит «черной вороной».
Конформист
следую общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с мнением группы, представляя «молчаливое большинство».
Догматик
упорно держится известных норм, стоит до последнего в своем мнении, не соглашаясь с рациональным решением группы.
Кляузник
собирает и способствует распространению слухов, часто непроверенных и ложных. Во всем видит личную обиду и готов писать жалобы во все инстанции.

 
 
                                                                                        МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

Современные подходы к управлению МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ Деятельность менеджера Требования к руководителю Формы и типы власти Уровни управления. Виды и границы разделения труда Предприимчивость менеджера ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ Понятие функций управления Планирование