Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  Деятельность менеджера  
  Требования к руководителю  
  Формы и типы власти  
  Ролевые функции менеджера  
  Уровни управления. Виды и границы разделения труда  
  Предприимчивость менеджера  
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

Предприимчивость менеджера

В общепринятом понимании предприимчивость - это находчи­вость, соединенная с энергией и практичностью. В практической де­ятельности руководителя предприимчивость - это умение работника находить и использовать резервы для повышения эффективности лич­ной работы и деятельности коллектива, преодолевать трудности в ра­боте и, как следствие этого, наиболее полное удовлетворение запро­сов населения в товарах и услугах на основе хорошо налаженной ком­мерческой работы.

В условиях перехода к рыночной экономике для предприимчивого человека характерны такие качества, как творческий и ответственный подход к выполнению обязанностей, способность к самостоятельно­му, без административного вмешательства, решению возникающих хо­зяйственных проблем. Предприимчивость ориентируется на новизну управленческих решений. Она реализуется путем обоснования необыч­ности, неординарности управленческих поступков. Предприимчивый руководитель - это человек, способный к самостоятельным действи­ям, мыслящий гибко, масштабно и перспективно, умеющий анализи­ровать, распознавать и использовать сложившиеся обстоятельства в ин­тересах задуманного дела, своевременно решать сложные вопросы хо­зяйственной деятельности, идти на риск. Для предприимчивого руко­водителя характерно принятие решений на базе глубокого экономиче­ского анализа сложившихся обстоятельств и социальных явлений.

Предприимчивость - категория более широкая и содержательная, чем деловитость. Она предполагает непременно оригинальность под­хода к оценке и реализации ситуации, базирующуюся на творческом, свободном от стереотипов и предвзятости осмыслении этой ситуации. Для предприимчивости чужда узость мышления и действий. Предпри­имчивый руководитель видит свою важнейшую задачу в общности ин­тересов всего коллектива, его материальном обеспечении и социаль­ном развитии. Деловитость следует рассматривать как составную часть предприимчивости.

По сравнению с инициативностью предприимчивость тоже поня­тие более широкое. Инициативность - это действие локальных инте­ресов к какому-нибудь конкретному объекту как следствие предпри­имчивости, которая является ее генератором.

Большинство авторов рассматривают три стороны предприимчиво­сти: экономическую, юридическую и социально-психологическую. В руководстве предприятием важнейшей стороной предприимчивости выступает экономическая, так как с ней связан материальный инте­рес. Но материальные гарантии должны основываться на юридических законах. Предприимчивость во многом обусловлена качествами лич­ности руководителя: темперамент, характер, уровень культуры, общее развитие. Административные методы, предписывающие и регламен­тирующие все действия, вполне могут устроить человека с невысоки­ми духовными качествами. В то же время человек с высокой культурой мышления и духовно развитый, интеллигентный в тисках регламента­ции будет чувствовать себя угнетенным.

Важнейшими чертами предприимчивого менеджера являются обо­стренное чувство нового и умение мыслить категориями экономиче­ской эффективности, проявление энергии и настойчивости в дости­жении целей, понимание личной ответственности за принятые риско­ванные решения. Перестройка всего хозяйственного механизма, пере­ход на рельсы рыночной экономики могут быть ускорены только благодаря усилиям предприимчивых руководителей. Однако положи­тельного отношения к новым идеям в условиях рыночной экономики недостаточно. Нужны люди, способные от разговоров о рыночной эко­номике перейти к непосредственному осуществлению ее принципов, сломить сопротивление административной системы, вдохновить на эти действия других людей и научить их действовать предприимчиво.

Не имея опоры и поддержки, менеджер не может добиться успеха. Ему следует заинтересовать подчиненных, сделать их причастными к начатому делу. Когда все работники принимают заинтересованное участие в предпринимательской деятельности, обеспечивается успех задуманного дела. Наибольшие результатов можно достачь тогда, ког­да работник становится совладельцем средств производства. Только настоящее хозяйское отношение к средствам производства дает пра­во на участие в принятии решений.

В условиях перехода к рынку предприимчивым менеджерам постоянно приходится принимать рискованные решения. Вот как определяет риск A.M. Омаров в книге «Предприимчивость руково­дителя»: «Риск — это правомерное создание опасности в целях дости­жения общественно полезного результата, который не может быть по­лучен обычными, нерискованными средствами». Чаще всего риск свя­зан с неопределенностью результата. Идущий на риск не может од­нозначно прогнозировать выигрыш от эффективного результата. Ис­ход может оказаться любым: положительным или отрицательным.

Решения, способные принести наибольший доход, одновременно являются и самыми рискованными. Большой риск вселяет большую надежду на успех. Больших успехов без риска, как правило, не быва­ет. Риск порождает неопределенность в решении хозяйственных во­просов, связанных с колебаниями рыночной конъюнктуры.

Готовность руководителя пойти на риск считается его лучшим ка­чеством в управлении в условиях рыночной экономики. Руководи­тель, исключающий рискованные решения, обрекает организацию на застой.

В творческой деятельности руководителя определенную роль игра­ет и интуиция, под которой понимают неосознанный и не объясни­мый с позиции логики компонент познавательной деятельности чело­века. Само понятие «интуиция» характеризуется как основанное на предшествующем опыте человека чутье, которое дает возможность по­стигать истину без логического обоснования. В условиях рыночных от­ношений и необходимости адаптироваться к непрерывно изменяющей­ся конъюнктуре рынка потребность в принятии решения при недостат­ке информации возрастает. И тогда руководитель вправе поступать так, как ему подскажет интуиция. При интуитивных решениях возрастает опасность возникновения отрицательных последствий при принятии рискованного решения, но одновременно увеличиваются и шансы на выгоду.

По признаку отношения к рынку руководителей можно подразде­лить на четыре группы:

первая группа - руководители, которые выступают против рыноч­ных отношений, понимая, что они не способны удержаться на своих местах в новых условиях. Они не умеют и не хотят быть предприим­чивыми. Будучи привержены распределительной системе, в какой-то мере они вынуждены приспосабливаться, чтобы сохранить за со­бой руководящие должности;

вторая группа - руководители, которые плохо понимают сущность рыночных отношений и не могут в повседневной управленческой де­ятельности реализовать их принципы. Эта категория тоже привыкла к «руководящим указаниям». Необходимость действовать по собствен­ному усмотрению их пугает, они не могут на это решиться;

третья группа - руководители, которые согласны с новыми прин­ципами хозяйствования, но хотели бы действовать в рамках устано­вившихся структур и отношений. Имитируя перестройку на словах, они ничего не делают, чтобы что-то изменить по существу, не реша­ются на самостоятельные действия;

четвертая группа - руководители, которые активно восприняли рыночные отношения.

Выработка предпринимательского мышления сопровождается борьбой с установившимися стереотипами. Любые потери, связанные с ломкой старых, укоренившихся традиций, будут оправданы уста­новлением новых рыночных отношений, которые являются залогом повышения уровня общественного производства.

Главное свойство руководителя в условиях рыночной экономи­ки - способность принимать экономически целесообразные реше­ния без инструкций и указаний сверху. Обучать людей предприимчи­вости - это значит учить их принимать рискованные, но обоснован­ные и перспективные решения, проявлять энергию и настойчивость, сочетать самостоятельность с ответственностью. Для этого необхо­димо преодолеть противоречия между командной и рыночной эконо­микой, рождающейся предприимчивостью и установившейся инерт­ностью, провести глубокие перемены в экономической среде.

Для эффективного управления руководитель должен обладать опы­том. «Все идеи извлечены из опыта, они — отражение действительно­сти, верные или искаженные», - писал Ф. Энгельс. Не имеющий опы­та и специальной управленческой подготовки руководитель не будет проявлять предприимчивость, а тем более идти на риск. Нельзя все категорически отбрасывать и из опыта управления. Люди с большим опытом работы всегда могут извлечь пользу из прошлого опыта, адап­тироваться в новых условиях и быстро находить необходимое реше­ние новых задач. Ценны для рыночных отношений и те руководите­ли, которые еще не приобрели необходимого опыта, но умеют извле­кать пользу из опыта других.

Важное значение для преодоления устаревших стереотипов и раз­вития предприимчивости имеет гласность. Во всех хозяйственных си­стемах работники, непосредственно решающие задачи, должны знать все о их планах развития и текущей деятельности. Гласность — самое верное средство для противостояния инертности. Именно открытость и доверие способствуют социальной активности и предприимчиво­сти. Проверить реальную цену своих решений можно только в дискус­сии с оппонентами, при альтернативных мнениях. Уверенный в себе руководитель поощряет гласность, не боясь потерять авторитет. Для преодоления отсталости в руководстве необходимо воспитывать при­верженность к открытости, желание быть инициативными и предпри­имчивыми.

Важное место в воспитании предприимчивости занимает делеги­рование полномочий, т.е. наделение руководителем подчиненных свободой действий путем передачи части своих полномочий в реше­нии тех или иных задач. Этот подход пока развит плохо, что лишает работников свободы действий, снижает заинтересованность в труде. При делегировании полномочий люди, получившие их, проникают­ся значимостью порученного дела и действуют, как правило, более инициативно и предприимчиво.

Делегирование полномочий нельзя смешивать с распределением функций, которое связано с централизацией и децентрализацией управления. Делегирование полномочий заключается в передаче под­чиненным части полномочий и ответственности, уже закрепленных за руководителем. Основным аспектом делегирования является де­централизация. В той мере, в какой полномочия не делегированы, они централизованы. Чем меньше число людей, с которыми нужно согла­совывать принимаемые решения, и чем более низкое положение за­нимают эти люди в управленческой иерархии, тем выше степень де­централизации полномочий.

Потребность в делегировании полномочий связана с необходимостью соблюдения нормы управляемости, т. е. предельного числа работников, за которых руководитель может принимать решение. Эта норма прибли­жается к оптимуму того, что может сделать один человек. По мере роста коллектива контакты между руководителями и подчиненными слабеют и контроль за их деятельностью затрудняется, что снижает инициативу и приводит к уменьшению результативности труда.

Делегирование полномочий является своеобразной школой выяв­ления способных руководителей. Когда работнику поручается само­стоятельный участок деятельности, он получает право принимать ре­шения под свою ответственность, стремится в полной мере проявить профессионализм и организаторские способности, приобретать на­выки управления. В то же время руководитель, делегируя свои полномочия, осво­бождает себя от множества текущих обязанностей, что в свою очередь высвобождает время для профессионального роста, сосредоточения на вопросах, которые должны решаться им самим. Нельзя стать хо­рошим руководителем, пытаясь все сделать самостоятельно. В таких случаях внимание распыляется на множество вопросов.

Разумеется, делегирование полномочий подчиненным эффектив­но в определенных условиях: когда подчиненный выполняет данную работу лучше руководителя; когда есть необходимость высвободить вре­мя руководителя для решения более важных задач; когда руководитель чрезмерно занят. Необходимо учитывать также уровень технической оснащенности управленческого труда, информационного обеспечения, опыт и квалификацию подчиненных и руководителей, социальный климат.

Совершенствование организации труда руководитель должен на­чинать с поиска обоснованного соотношения между различными ка­тегориями управленческого персонала, уточнения функций и компе­тенции каждого работника. Каждый работник должен нести персо­нальную ответственность за свой участок работы, не вмешиваясь в компетенцию других. Нередки случаи, когда специалисты выполня­ют функции вспомогательного персонала, а руководители не добива­ются даже в пределах своих возможностей упорядочения соотноше­ния в структуре кадров. Во всех структурных подразделениях должен действовать принцип «не делай того, что с успехом может сделать под­чиненный», т.е. работник с более низкой квалификацией и заработ­ной платой.

Для правильной организации труда руководитель должен прово­дить ежедневный самоанализ: что удалось сегодня и почему? как можно использовать достигнутое? что мне не удалось и почему? что нужно сделать завтра для более рационального использования ра­бочего времени? Необходим также и самоконтроль для соблюдения установленного распорядка дня, понимания, в чем причины откло­нения от рекомендуемых наукой правил работы.
 
 
                                                                            МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

Деятельность менеджера Требования к руководителю Формы и типы власти Ролевые функции менеджера Уровни управления. Виды и границы разделения труда ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ Понятие функций управления Планирование Функция организации Мотивация как функция управления