Первоочередная задача любого торгового оборудования — эффективно преподнести товар, подчеркнуть его достоинства, побудив покупателя обязательно купить ту или иную вещь. Красивые и многофункциональные стеллажи, горки, витрины сами по себе способствуют увеличению продаж, однако они могут принести намного больше пользы, если разместить их особым образом.
Оборудование, установленное в торговом зале магазина, решает не только функциональные задачи обеспечения торгово-технологического процесса, но и участвует в организации покупательских потоков. Задача мерчандайзера состоит в том, чтобы посредством размещения торгового оборудования задать выгодное направление движения покупательского потока.
Владельцы супермаркетов много экспериментировали с размещением стеллажей. Самым распространенным является расположение оборудования параллельно контрольно-кассовым пунктам, что позволяет контролерам наблюдать за проходами (рис. 4.19). Диагональное расположение или расположение в виде ответвлений от центрального прохода обычно не нравится ни продавцам, ни покупателям. Однако планировка с использованием только прямых прилавков или стеллажей может спровоцировать посетителя выйти из торгового зала, поскольку такое поведение стимулируется предпочтительным желанием человека двигаться прямо. Для устранения этого недостатка можно использовать оборудование иных конфигураций, способное дать посетителю «подсказку», касающуюся пространственной ориентации зала. Изменяя конфигурацию оборудования, можно не только направлять движение покупательских потоков, но и управлять вниманием посетителей. Поскольку монотонность прямого прилавка может вызвать
Рис. 4.19. Линейная планировка
утомление, скуку у посетителей, он кажется более длинным, чем есть на самом деле. Преимущества прилавка сложной конфигурации заключаются в том, что покупатель воспринимает его не как единое целое, а как композицию из нескольких коротких прилавков. Это способствует восстановлению активности внимания посетителей благодаря наличию неожиданных препятствий и необходимости изменения направления движения.
По возможности (если позволяют торговая площадь и конструкция оборудования) стеллажи в центре зала также монтируются в виде букв У или X. В этом случае покупатель всегда будет идти «на товар», а не параллельно товару, как это обычно практикуется.
При установке оборудования в торговом зале необходимо обеспечить свободную циркуляцию покупателей внутри магазина. Свободная циркуляция покупательских потоков достигается за счет:
• оформления указателей отделов в виде вывесок или флагов;
• обеспечение хорошей просматриваемое.™ всех отделов магазина;
• выкладка товаров повышенного спроса в местах, влияющих на передвижение покупателей;
• расстановки оборудования параллельно движению покупательских потоков так, чтобы обеспечить посещение наибольшей глубины зала;
Рис. 4.20. При ширине прохода свыше 3,5 м часть площади можно использовать под

массовую выкладку товаре
• соблюдения взаимосвязи основных отделов торгового зала, соответствующих подсобных и служебных помещений;
• устранения лишнего напольного оборудования.
Стеллажи и прилавки необходимо размещать таким образом, чтобы посетители не только подходили ко всем отделам, но и совершали как можно больше покупок, особенно товаров импульсивного и пассивного спроса. Поэтому при проектировании покупательских потоков следует избегать:
• расстановки оборудования, препятствующей желанию посетителя выйти из потока для посещения других отделов магазина;
• возможного разрыва направления движения покупательского потока, спровоцированного конфигурацией зала или самим оборудованием.
Планировка торгового зала может считаться удачной, если достигнуто равновесие между комфортом при движении покупателей и эффективным использованием торгового пространства (рис. 4.20). Конечно, велик соблазн разместить побольше товаров. Но если товаров много, а места мало, покупателю может быть трудно осуществить выбор, да и просто найти то, за чем он пришел.
Свободный доступ к товару повышает оборот на 30-70 %, а плохой обзор, отсутствие доступа, задержка с исполнением просьбы «показать поближе» могут снизить оборот вдвое. Необходимо дать покупателю возможность свободно передвигаться, даже с сумками и тележками, не допускать заторов, толкучки у прилавков, а также образования очередей. Очень узкие проходы, в которых невозможно разойтись, раздражают покупателей, и они могут уже не вернуться в магазин. Исходя из пропорций среднего человека, были установлены следующие минимальные значения ширины проходов:
• минимальное расстояние для прохода одного покупателя с ручной кладью (корзиной) составляет 0,875 м;
• для того чтобы один человек имел возможность нагнуться к нижней полке, необходимо пространство в 1 м;
• для того чтобы два человека с корзинами в одной руке успешно разошлись в проходе, требуется 2,05 м.
Однако многие специалисты не рекомендуют делать проходы шире 2,8 м, так как в этом случае человек, совершая покупку, будет придерживаться какой-то одной стороны. Это может привести к тому, что покупатель осмотрит только половину товаров, либо ему потребуется дополнительное время, чтобы еще раз пройти по тому же ряду в обратную сторону, чего он скорее всего делать не станет. Большинство проектировщиков считают, что оптимальная ширина прохода для крупных супермаркетов составляет от 1,8 до 2,1 м. Это дает возможность покупателю брать товары сразу по обеим сторонам прохода. Однако в городских магазинах, где площадь ограничена и слишком дорога, ее можно сузить до 1,4 м.
Если в супермаркете предполагается торговать фасованным мясом, колбасами, сырами, кондитерскими и хлебобулочными изделиями, то перед стеллажами с этой продукцией должно быть больше места, чтобы покупатели могли беспрепятственно выбрать нужные куски. Во избежание толкучки многие проектировщики предусматривают в таких местах проходы шириной 2,7-4 м (рис. 4.21). Проход перед кассами также должен быть достаточно широким, чтобы покупатели имели возможность свободно осмотреть торцевые полки и повернуть в следующий проход. Минимальная ширина такого прохода — 2,4 м, однако некоторые проектировщики делают его до 4,8 м. Пространство около контрольно-кассовых пунктов зависит от их производительности:
• |