Товары в магазине обычно располагаются по следующим отделам: гастрономия и кулинария, бакалея, молочные продукты, овощи и фрукты, мясо и мясопродукты, вина и спиртные напитки. Как правило, гастрономический отдел размещают в глубине торгового зала, что обеспечивает прохождение потребителей через всю площадь магазина (рис. 7.1).
Отдел гастрономии предназначен для реализации деликатесной продукции, не требующей обработки перед употреблением. В сочетании с изделиями кулинарии продукция гастрономического отдела становится мощным фактором в борьбе за покупателя. Традиционной для гастрономического отдела продукцией являются:
• колбасы и сосиски (рис. 16 на цветной вклейке);
• мясные деликатесы;
• рыбные деликатесы (рис. 18, 19 на цветной вклейке);
• сыры (рис. 27 на цветной вклейке).
Тенденция предоставления дополнительных услуг изменила структуру ассортимента гастрономического отдела, сократив долю продуктов в пользу готовых блюд (рис. 7.2). Такой подход позволяет создавать новые товарные категории и, соответственно, привлекать дополнительных покупателей, делая их постоянными клиентами магазина. В жесткой конкурентной борьбе с предприятиями быстрого питания большинство магазинов были вынуждены превратить отделы гастрономии в настоящие точки общепита со своим меню и большим количеством дополнительных услуг. Сегодня в гастрономических отделах помимо традиционного ассортимента предлагают:
• салаты;
• соленья и маринованные продукты;
• заливные блюда;
Рис. Отдел «Гастрономия»
• этнические продукты (для национальных кухонь) и пр. (рис. 46 на цветной вклейке).
Продукция гастрономического отдела является альтернативой для тех, кто предпочитает закусочные и другие предприятия общественного питания, предлагающие несложные блюда. В дополнение к продаже блюд на вынос магазин может организовать у себя кафе, используя на кухне оборудование, предназначенное для приготовления таких блюд. Некоторые торговые предприятия идут еще дальше, предлагая целый перечень услуг, например таких как:
• составление меню для торжественных случаев;
• разогрев блюд в микроволновой печи;
• прием заказов по факсу;
• доставка заказов;
• приготовление блюд по рецепту клиентов;

Рис. Ассортимент салатов в отделе «Гастрономия»
Прилавочные отделы гастрономии и кулинарии наиболее целесообразно открывать в магазинах, расположенных в районах с высоким уровнем доходов населения. Такие отделы чаще всего можно встретить в магазинах со средним еженедельным оборотом 50 тыс. долл. и более. В магазинах без прилавочного отдела гастрономии и кулинарии расфасованные гастрономические изделия реализуются в отделах самообслуживания (например, такие товары, как готовые мясные нарезки, копчености продаются в отделе мясных товаров, а расфасованные салаты — в молочном отделе).
В современном отделе гастрономии 43 % продаж приходится на мясные деликатесы и колбасы, 38 % — на готовые блюда (салаты, горячие блюда, сандвичи, холодные закуски, десерты, пиццу и т. д.) и 14% — на сыры. Помимо вклада в общий объем продаж (на отдел гастрономии приходится 4-7 % от общего годового объема продаж), гастрономический отдел несет особую маркетинговую нагрузку и позволяет стимулировать интерес покупателей ко всему магазину. Новые покупатели, привлеченные возможностью приобретать продукты быстрого приготовления или подкрепиться в кафе при магазине, почти всегда становятся регулярными посетителями других отделов. Статистика показывает, что из домашних хозяйств, покупающих
в неделю, 8 % — два-три раза в неделю, 2 % — по крайней мере раз в неделю. Это говорит о том, что большинство потребителей гастрономических товаров относятся к категории активных покупателей магазина. Совершение ими основных покупок в отделе гастрономии сопровождается дополнительными покупками в других отделах. Кроме того, покупатели гастрономических товаров отличаются довольно высокими показателями еженедельных затрат. Таким образом, ассортимент гастрономического отдела становится тем фактором, который может:
• повысить репутацию магазина;
• обеспечить преимущество в конкуренции с другими супермаркета ми и специализированными гастрономическими магазинами данного района;
• увеличить число преданных данному магазину покупателей.
|