Считается, что основными товарами, играющими первостепенную роль в создании хорошей репутации магазина, являются мясо, сельскохозяйственная продукция и скоропортящиеся продукты. Но репутация — это обобщенное понятие, и отдел бакалейных товаров, несмотря на его относительно небольшую конкурентоспособность, должен обязательно учитываться при рассмотрении любых вопросов, касающихся репутации магазина в целом.
Положительная репутация отдела бакалеи отдела зависит от ряда факторов, к которым относятся:
• качество входящих в ассортимент изделий;
• разнообразие товаров;
• состояние находящихся на полках продуктов;
• хорошо известные бренды товаров в ассортименте;
• новые виды товаров в ассортименте;
• расположение отдела;
• удобство покупки товаров.
На репутацию отдела бакалеи заметное влияние оказывает также качество упаковки товаров. Внедрение легко открываемых емкостей позволило плотно закупоривать их при последующем закрывании прилагаемыми к ним крышками. Жестяные банки для таких сухих продуктов, как кофе и орехи, снабжены дополнительными пластиковыми крышками, которыми можно закрывать эти банки после их вскрытия. Пластиковые емкости заменили стеклотару и жестяные банки, в которых раньше продавались жидкие моющие и отбеливающие средства, бытовые чистящие средства, парфюмерные товары и другие жидкие продукты. Сопутствующие товары в настоящее время помещаются в защитные, предохраняющие от воровства пластмассовые упаковки. Упаковочная промышленность продолжает разрабатывать новые материалы для упаковки, которые лучше защищают продукты и обеспечивают большее удобство для потребителя.
Для бакалейных товаров упаковка — это не просто вместилище или оболочка для хранения и транспортировки, но элемент маркетинга. Розничный торговец должен помнить, что упаковка — это первое, на что обращает внимание потребитель при выборе товара. Поскольку упаковка модифицируется гораздо чаще, чем сам товар (изменяются ее форма, дизайн, вес и т. д.), менеджеры должны определить тенденцию этих изменений, чтобы по возможности предложить своим потребителям новинку быстрее, чем она появится у конкурентов (рис. 8.5).

Рис. Качество упаковки бакалейных товаров — первое, на что обращает внимание покупатель |
Для бакалейных товаров упаковка — это не просто вместилище или оболочка для хранения и транспортировки, но элемент маркетинга. Розничный торговец должен помнить, что упаковка — это первое, на что обращает внимание потребитель при выборе товара. Поскольку упаковка модифицируется гораздо чаще, чем сам товар (изменяются ее форма, дизайн, вес и т. д.), менеджеры должны определить тенденцию этих изменений, чтобы по возможности предложить своим потребителям новинку быстрее, чем она появится у конкурентов (рис. 8.5).
Но даже без учета изменений упаковки ассортимент бакалейных товаров изменяется гораздо чаще, чем ассортимент других отделов магазина. При обновлении ассортимента следует помнить, что получение прибыли отчасти зависит от наличия тех видов товаров, которые покупатель желает видеть на магазинных полках. Временно отсутствующие или исключенные из ассортимента товары — это причина потерянного сбыта. Если одни покупатели согласятся подождать до следующего похода за покупками, другие направятся в соседний магазин. Возможно также, что кто-то возьмет аналогичный товар, хотя многие покупатели против таких замен. Приемлемость замен зависит от типа заменяемого товара и цели его использования. Покупатель, в планы которого входит приготовление угощения для гостей, вероятней всего будет настаивать на каком-либо конкретном бренде товара. Вопрос о том, является ли отсутствие товара приемлемым, и если является, то в каком объеме, вызывает непрекращающиеся споры. Некоторые специалисты обращают внимание на стоимость содержания в товарном запасе неходовых товаров и связанное с этими товарами «замораживание» финансовых ресурсов. Они утверждают, что содержание неходовых товаров не только связывает капитал, но и ведет к потере полезной площади или пространства. Другие считают, что отсутствие того или иного товара в магазине может испортить его репутацию и привести к потере потенциальных покупателей. Поэтому решение о том, стоит ли продолжать торговать каким-либо неходовым товаром и соглашаться на увеличение издержек или следует отказаться от этого товара, рискуя потерять покупателей, должен приниматься на основе анализа тех функций, которые выполняет товар в структуре категории.
|