Все торгово-технологическое оборудование для магазинов подразделяется на следующие группы: невхшаждаемое оборудование (мебель), торговый инвентарь, холодильное оборудование, торговое измерительное оборудование и контрольно-кассовое оборудование.
1. Мебель классифицируется по:
• месту применения (для торговых залов, подсобных помещений);
• назначению (для приемки товаров, для подготовки и продажи, для
демонстрации товара, для выкладки и продажи, для транспортировки и продажи, для расчетов с покупателями, для обслуживания покупателей);
• товарному профилю (универсальная, специализированная);
• конструкции (неразборная, сборно-разборная).
Требования, предъявляемые к мебели:
• эксплуатационно-технические (стандартная, универсальная, емкая,
с большой площадью экспозиции, прочная, устойчивая, надежная);
• экономические (недорогая, экономичная в эксплуатации);
• эргономические (основные соотношения размеров мебели должны
устанавливаться с учетом роста и пропорций фигуры человека и
обеспечивать снижение утомляемости, хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним);
• эстетические (форма, пропорции и цвет должны соответствовать
своему функциональному назначению, интерьеру торгового зала);
• санитарно-гигиенические (устройство мебели, материалы, используемые для изготовления, не должны затруднять ее чистку).
2. Торговый инвентарь — приспособления, инструменты, приборы, применяемые для показа и обработки товаров при обслуживании покупателей, а также для проведения различных вспомогательных и хозяйственных операций. Торговый инвентарь классифицируется по:
• месту использования (для складских и подсобных помещений, торговых залов);
• назначению (для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров
и качества товаров, подготовки к продаже и отпуску, для выкладки
и рекламы, счетный, вспомогательный, санитарно-гигиенический,
противопожарный).
3. Торговое холодильное оборудование — устройства охлаждения,
предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров.
Холодильное оборудование классифицируется по:назначению (для хранения товаров, их показа и продажи, демонстрации товара);
• температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости (низкотемпературное, обычное).
Виды холодильного оборудования:
• холодильные камеры — имеют сборно-разборную конструкцию, пред
назначены для складских помещений магазина;
• холодильные шкафы — используются в торговом зале магазина; имеют холодильные агрегаты;
• холодильные витрины — применяются для показа и продажи охлажденных и замороженных продуктов;
• холодильные прилавки — для хранения, демонстрации и продажи
охлажденных гастрономических продуктов.
4. Торговое измерительное оборудование — весы, гири, меры длины
и объема.
Весы классифицируются по:
• принципу действия (рычажные, электромеханические);
• месту и способу установки (настольные, передвижные, стационарные);
• виду указательного устройства (гирные, шкальные, шкально-гирьные, циферблатные, цифровые, электронные);
• виду отсчета показаний взвешивания (визуальный отсчет, с доку
ментальной регистрацией);
• способу снятия показаний (с местным и дистанционным способами
снятия показаний).
Рис. 4.1. Односторонние стеллажи
5. Контрольно-кассовое оборудование — контрольно-кассовые машины, которые классифицируются по:
• количеству суммирующих счетчиков;
• количеству рядов для набора суммы, вводимой в машину;
• количеству операционных счетчиков, наличию съемных клавиш-
ключей.
Приступая к оснащению или переоборудованию магазина, владелец или директор магазина должен прежде всего отдавать себе отчет в том, что процесс этот трудоемкий и дорогостоящий. Выбор оптимального варианта из многочисленных предложений требует терпения, времени и дополнительных вложений. Попытка оптимизировать затраты может закончиться неудачей, если подготовительной работой занимаются сотрудники, не обладающие специальными знаниями и соответствующим опытом.
Избежать возможных проблем удается только при комплексном оснащении магазина. В российском варианте это оснащение «под ключ», осуществляемое фирмами, занимающимися торговым оборудованием, которое обычно включает: подготовку дизайн проекта торговой площади, подбор, поставку, монтаж, наладку и пуск торгового оборудования, а также сервисное обслуживание.