Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Задачи высшего профессионального образования  
  Основные уровни государственного высшего профессионального образования  
  Понятие и объект управления  
  Концепция отечественного менеджмента  
  Профессиональная сфера деятельности менеджмента  
  Требования к личности  
  Принципы эффективного управления собой  
  Мотивация  
  Принципы этики корпоративных отношений  
  Значение и структура речевого этикета  
  Деловой разговор и основные требования к нему  
  Профессия, профессионализм и стиль работы менеджера  
  Профессиональные объединения менеджеров  
  Менеджмент в системе общественных отношений  
  Макроэкономические процессы  
  Система управления общественными отношениями  
  Менеджмент отношений материального производства  
  Экономическая характеристика предпринимательства  
  Типология предпринимательства  
  Типы и виды предпринимательства  
  Понятие и сущность предприятия  
  Рынок и его инфраструктура  
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

Принципы эффективного управления собой

Принципы эффективного управления собой

 
Для перехода к рыночной экономике требуется множество подготовленных, компетентных и предприимчивых людей. Нужны качественно новые кадры, которые бы глубоко владели законами рыночной экономики, воспринимали ее как свое собственное дело и все свои способности отдали предпринимательству.

При административно-командной системе культивировалось антиэкономическое мышление у руководителей, так как считалось, что вышестоящее руководство знает все лучше, чем сотрудники в низовых звеньях.

 Естественно, что при таких взаимоотношениях люди не привыкли действовать самостоятельно и предприимчиво, брать на себя ответственность. Наследие административно-командной системы оставило глубокий след в психологии руководителей. В системе управления работает много людей, которые привыкли действовать по указаниям сверху. Обеспечение системы управления инициативными и предприимчивыми людьми - дело сложное, поскольку огромная масса руководителей являются носителями старых догм и ранее сложившейся психологии. По признаку отношения к рынку руководителей можно подразделить на четыре группы: первая группа - руководители, которые выступают против рыночных отношений, понимая, что они не способны удержаться на своих местах в новых условиях. Они не умеют и не хотят быть предприимчивыми. Будучи привержены распределительной системе, в какой-то мере они вынуждены приспосабливаться, чтобы сохранить за собой руководящие должности; вторая группа - руководители, которые плохо понимают сущность рыночных отношений и не могут в повседневной управленческой деятельности реализовать их принципы. Эта категория тоже привыкла к «руководящим указаниям». Необходимость действовать по собственному усмотрению их пугает, они не могут на это решиться;

третья группа - руководители, которые согласны с новыми принципами хозяйствования, но хотели бы действовать в рамках установившихся структур и отношений. Имитируя перестройку на словах, они ничего не делают, чтобы что-то изменить по существу, не решаются на самостоятельные действия;

четвертая группа - руководители, которые активно восприняли рыночные отношения.

Выработка предпринимательского мышления сопровождается борьбой с установившимися стереотипами. Любые потери, связанные с ломкой старых, укоренившихся традиций, будут оправданы установлением новых рыночных отношений, которые являются залогом повышения уровня общественного производства.

Главное свойство руководителя в условиях рыночной экономики - способность принимать экономически целесообразные решения без инструкций и указаний сверху. Обучать людей предприимчивости - это значит учить их принимать рискованные, но обоснованные и перспективные решения, проявлять энергию и настойчивость, сочетать самостоятельность с ответственностью. Для этого необходимо преодолеть противоречия между командной и рыночной экономикой, рождающейся предприимчивостью и установившейся инертностью, провести глубокие перемены в экономической среде.

Воспитание предприимчивости следует начинать с перестройки сознания людей: отказ от сложившихся стереотипов мышления и практики, ясное понимание необходимости перехода к рыночным отношениям. В рыночных условиях необходимо воспитывать у руководителя умение управлять и при этом опираться на собственную инициативу и ответственность, т. е. в первую очередь требуются экономически грамотные руководящие кадры.

Сознание людей, по сути, должно коренным образом отличаться от существующего, так как изменяется сама хозяйственная система. Категориями предприимчивости может мыслить только хозяйственник, владеющий основами рыночной экономики. Осознать сущность конкурентной борьбы, уметь считать доход и соизмерять его с затратами - все это необходимо не только руководителю, но и специалисту любого ранга. Между тем экономическая безграмотность управленческих кадров обнаруживается в чрезвычайно многообразных формах. Это явилось результатом культивирования благоразумной осторожности и осмотрительности, беспрекословной исполнительности. Новому типу экономического мышления свойственны творческий подход к управлению, осознание необходимости соответствия экономической и социальной политики. Оно должно характеризоваться конечными целями хозяйствования, т. е. средствами удовлетворения человеческих потребностей. В противном случае невозможно понять всю сложность и значимость связей общественного производства с образом жизни людей, необходимость овладения законами рыночной экономики и ее методами ведения хозяйства. Именно в результате изменения экономического мышления рождаются подлинная ответственность, заинтересованность в быстрой перестройке условий хозяйствования, маневрировании ресурсами, стимулировании творческого поиска путей, ведущих к эффективному конечному результату.

Новый тип экономического мышления, соответствующий рыночным отношениям, пробивает себе путь с большими трудностями. И это понятно.

 Требуется критическое переосмысление и преодоление сложившихся в административной экономике подходов, которые упрощают деятельность руководителя, основанную на отработанной системе связей, взаимодействующих структурах управления и согласованных процедурах принятия решений. Это облегченные схематизированные способы управления, от которых не каждый может отказаться. Административная система деформировала экономические отношения между производителями и потребителями, где производитель (как правило, монопольный) поставлен в положение диктатора по отношению к потребителю. При этом не требуется работать качественно. Производителей вполне удовлетворяют количественные показатели. Широко развито локальное мышление, когда частные ведомственные вопросы решаются без согласования с народнохозяйственными интересами.

Экономически мыслить может только экономически грамотный человек, понимающий смысл процессов, происходящих в экономике. Руководитель, осознавший проблемы рыночной экономики, всегда будет стремиться к реалистичному подходу в хозяйственных делах, найдет пути ухода от догм, не приемлющих предприимчивость. Но для этого ему необходим определенный минимум новых экономических знаний. Пользуясь старым багажом знаний, невозможно мыслить по-новому и осваиваться в условиях рыночной экономики. Без знания рыночной экономики, законов рынка, без способностей экономически грамотно воспринимать действительность не может быть предприимчивого хозяйственника.

Есть крайняя необходимость изменения содержания и улучшения методов экономического образования. Очень важно установить новые теоретические посылки экономического образования, на которых основана рыночная экономика, ввести курсы деловых игр, ситуационных задач, усилить практику обучения как будущих специалистов, так и в системе повышения квалификации, подготовки и переподготовки деловых людей. Не представляется возможным переход к рыночным отношениям без профессиональной подготовки руководителей. Необходимо вести подготовку руководителей не только на период становления рыночных отношений, но и на дальнюю перс­пективу, в особенности, что касается изучения рынка, предприимчивости и умения идти на оправданный риск.

В связи с этим на первый план выступает перестройка психологии руководителей. Для восприятия новых знаний руководителям приходится поступаться своими убеждениями, поскольку стереотип мышления складывался на протяжении долгих лет, на основании решений, которые рассматривались как самостоятельные. Поэтому понятна сдержанность при восприятии нового подхода к самостоятельной деятельности.

Задачами подготовки и переподготовки кадров являются обучение работников сокращать время на переосмысление ситуации, убеждение хозяйственников, что инициатива и предприимчивость составляют достояние людей, мыслящих и поступающих творчески. Для того чтобы всегда быть готовым к риску, позволять себе сомневаться в правильности решений любого уровня, необходимо вытравить из себя психологию «маленького винтика», которым крутят сверху. Для эффективного управления руководитель должен обладать опытом. «Все идеи извлечены из опыта, они - отражение действительности, верные или искаженные», - писал Ф. Энгельс. Не имеющий опыта и специальной управленческой подготовки руководитель не будет проявлять предприимчивость, а тем более идти на риск. Нельзя все категорически отбрасывать и из опыта управления. Люди с большим опытом работы всегда могут извлечь пользу из прошлого опыта, адаптироваться в новых условиях и быстро находить необходимое решение новых задач. Ценны для рыночных отношений и те руководители, которые еще не приобрели необходимого опыта, но умеют извлекать пользу из опыта других.

 Важное значение для преодоления устаревших стереотипов и развития предприимчивости имеет гласность. Во всех хозяйственных системах работники, непосредственно решающие задачи, должны знать все об их планах развития и текущей деятельности. Гласность - самое верное средство для противостояния инертности. Именно открытость и доверие способствуют социальной активности и предприимчивости. Проверить реальную цену своих решений можно только в дискуссии с оппонентами, при альтернативных мнениях. Уверенный в себе руководитель поощряет гласность, не боясь потерять авторитет. Для преодоления отсталости в руководстве необходимо воспитывать приверженность к открытости, желание быть инициативными и предприимчивыми.

Работа менеджеров также имеет много общих характеристик, в то время как круг их обязанностей и степень ответственности, а также сферы деятельности могут существенно различаться. Хотя общие аспекты управленческой деятельности трудно просматриваются, управленческая деятельность по своей сути значительно отличается от неуправленческой.

 Управленческий труд неоднороден. Его характеризуют кратковременность, разнообразие и фрагментарность. Так, на­пример, токарь, овладев техникой изготовления какой-либо детали, может длительное время заниматься производством этой детали. Мастер же (менеджер) выполняет 500-600 различных операций в день.

Общей чертой управленческой работы является исполнение роли руководителя. Все менеджеры занимают определенные руководящие должности в управленческой иерархии организации, и именно это определяет их служебное поведение, заставляет их вести себя определенным образом. Занявший должность (роль) руководитель не влияет на ее содержание, хотя как личность может по-разному исполнять эту роль.

Американский теоретик в области менеджмента Генри Минцберг определил десять ролей, которые в зависимости от уровней управления принимают на себя руководители в разной степени. Он подразделяет их на три больших класса: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Все роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Именно из них, взятых вместе, складываются объем и содержание работы менеджера, какой бы характер ни носила организация, в которой он работает. Межличностные роли охватывают сферу взаимодействия менеджера с людьми. Они основаны на его полномочиях в организации и способствуют тому, что к менеджеру стекается множественная информация, обладая которой он, с одной стороны, может выступать в информационной роли, а с другой - в роли центра обработки информации. Выполняя межличностные и информационные роли, менеджер оказывается достаточно подготовленным для выполнения роли, связанной с принятием решений, которая способна оказывать прямое влияние на ход производственного процесса и достижение целей организации.


Основные уровни государственного высшего профессионального образования Понятие и объект управления Концепция отечественного менеджмента Профессиональная сфера деятельности менеджмента Требования к личности Мотивация Принципы этики корпоративных отношений Значение и структура речевого этикета Деловой разговор и основные требования к нему Профессия, профессионализм и стиль работы менеджера