Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Задачи высшего профессионального образования  
  Основные уровни государственного высшего профессионального образования  
  Понятие и объект управления  
  Концепция отечественного менеджмента  
  Профессиональная сфера деятельности менеджмента  
  Требования к личности  
  Принципы эффективного управления собой  
  Мотивация  
  Принципы этики корпоративных отношений  
  Значение и структура речевого этикета  
  Деловой разговор и основные требования к нему  
  Профессия, профессионализм и стиль работы менеджера  
  Профессиональные объединения менеджеров  
  Менеджмент в системе общественных отношений  
  Макроэкономические процессы  
  Система управления общественными отношениями  
  Менеджмент отношений материального производства  
  Экономическая характеристика предпринимательства  
  Типология предпринимательства  
  Типы и виды предпринимательства  
  Понятие и сущность предприятия  
  Рынок и его инфраструктура  
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

Профессия, профессионализм и стиль работы менеджера

Профессия, профессионализм и стиль работы менеджера

 
Профессия (от. лат. Professio) - официально указанное занятие («объявляю своим делом»). Иначе, профессия - это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки и опыта работы.

В трудовых отношениях выделяют множество профессий, например - врач, юрист, учитель, инженер..., а так же специальностей и специализаций по видам направлений подготовки, сложившимся в стране в результате особенностей разделения труда в отраслях народного хозяйства. Введение профессий, специальностей и специализаций в практику управления имеет государственное значение, так как связано с обязательствами государства по социальному обеспечению, установлению льгот и ответственности по видам профессий, условиям найма работников, формированием требований и стандартов обучения, необходимостью учитывать влияние технического прогресса и мировую практику разделения труда. Сведения о составе и содержании специальностей и специализаций размещены в специальном едином перечне, который формулируется и утверждается правительством страны, служит своеобразным законом Министерству образования для подготовки специалистов, нужных стране направлений деятельности. Новые специальности и специализации при их открытии подлежат государственной регистрации, в процессе которой устанавливаются квалификационные требования для обучения.

Всего в перечне насчитывается только по экономике и управлению 20 специальностей и более 200 специализаций. Порядок введения специализаций определён Инструктивным письмом Министерства образования РФ. В связи с тем, что изучение многих специальностей по заочной форме и по форме экстерната затруднено без регулярного общения с преподавателями и лабораторных условий, то практика принятия указанных форм в образовательных учреждениях ограничена постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1473 «Об утверждении перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме и по форме экстерната не допускается». Отдельная функция управления - определение потребности национальной экономики в новых профессиях, обоснование содержания их деятельности и социальной значимости.

 Создателем профессий является «Профессор» (от лат. - преподаватель, учитель, изготовитель профессий). Этот термин употребляется в ученого звания для преподавателей образовательных учреждений высшей школы (университетов, академий, институтов). Звание профессора присваивается Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования РФ лицам, имеющим учёную степень доктора наук и богатый опыт преподавательской работы. В отдельных случаях это звание присуждается лицам с учёной степенью кандидата наук за исключительные заслуги в сфере образования.

Профессионализм - это величайшее мастерство, приобретённое и удерживаемое в какой-либо области знаний и умений. Отличительными качествами профессионала - менеджера являются:

обширные и глубокие знания по комплексу направлений деятельности;

умение быстро понять ситуацию и повернуть её развитие в нужное для управления русло;

умение организовать и объединить усилия людей вокруг идеи развития;

умение найти единомышленников;

умение подобрать команду;

умение маневрировать ресурсами и уходить от провалов;

обладание волей и умение сконцентрироваться на главном;

интуиция, умение обобщать и прогнозировать развитие событий;

психологическая устойчивость, самообладание, умение не поддаваться панике.

Профессиональная деятельность в любой сфере требует от специалиста высокой эрудиции и знаний, поэтому для развивающихся личностей нет предела самосовершенствованию в избранной профессии. Процесс освоения новых знаний, а впоследствии и генерация идей распределяются по времени на всю сознательную жизнь специалиста-профессионала в системе бизнеса. В соответствии с этой объективной потребностью современности образование в ведущих странах мира становится дистанционным и непрерывным. Оно осуществляется в разных формах на всех этапах развития деловой карьеры специалистов, особенно менеджеров. В самоподготовке специалиста-профессионала существует один закон, который ярко и образно сформулировал великий итальянский мыслитель Т. Кампанелла (1568-1693) Поскольку знать можно очень много, но всё знать невозможно, то необходима специализация профессионала на каком-либо одном процессе, виде деятельности, операции, так как другие физически невозможно охватить. В смежных областях знаний менеджеру нужно разбираться настолько, чтобы его не могли ввести в заблуждение свои и сторонние партнёры. Лицу, принимающему решение, необходимо чётко осознать: там, где кончается его эрудиция для оценки ситуации, начинается взаимодействие на доверии другим лицам, сокращается возможность влиять на окончательное решение, а риск неблагоприятного исхода ситуации резко возрастает.

Специализацию в управлении можно менять, переходя от одного к другому виду деятельности и обратно, но выбирая ту, которая даёт наибольший эффект или больше нравится. Широта и глубина знаний специалиста обеспечивают ему возможность при потере спроса в узких сферах деятельности приобретать новые навыки на стыках других видов деятельности. Основной гарантией успеха специалиста-менеджера в бизнесе является уверенность в своих возможностях и развитии их. По словам Дж. Фицпатрика, ведущего менеджера компании «Форд», немного участия правительства и немного удачи совершенно необходимы, но глупо надеяться только на них. Лестница деловой карьеры менеджера высока. Она включает в себя много ступенек (уровней):

рядовой специалист, служащий;

руководитель сектора, бригады, участка;

руководитель подразделения (отдела, цеха, службы, производства);

заместитель первого руководителя предприятия (учреждения) по одному или нескольким видам деятельности;

первый руководитель предприятия (учреждения) - юридическое лицо;

руководитель объединения, холдинга, союза, концерна;

работник государственного аппарата;

кандидат в высшие органы системы государственного управления.

На каждой из ступеней деловой карьеры менеджера всё более усложняется объект управления, расширяется диапазон внешних связей и уровень деловых качеств конкурентов, возрастают степень ответственности и характер стимулов для продвижения вверх или удержания своего положения, определяются навыки и стиль работы.

Каждый профессионал в своей деловой практике ищет разнообразие видов деятельности для совершенствования своих умений и выбора их наилучших сочетаний в процессе создания своего уникального, отражающего его наилучшие качества, знания (кредо, амплуа, достижения). По прошествии времени проясняется вершина профессиональной карьеры, мера её общественного признания, степень удовлетворённости специалиста-профессионала результатами своей деятельности.

Стиль работы в менеджменте раскрывается в манере поведения руководителя по отношению к подчинённым, позволяющей влиять на них и побуждать делать то, что в данный момент нужно. Диапазон шкалы власти простирается от полной демократии до абсолютной автократии. Управляющие в своём отношении к рабочей силе руководствуются одной из двух теорий. Предпосылки автократического руководства содержатся в рационально-экономической «Теории X». Согласно ей, люди по своей природе ленивы и упрямы, при первой же возможности избегают работы и не выносят, когда их пытаются организовать. Чтобы заставить людей трудиться, нужно использовать принуждение, тотальный контроль и угрозу наказаний.

 Работники прилагают свои усилия на благо фирмы только за дополнительное поощрение и абсолютно не способны к

самодисциплине и самоконтролю. Следовательно, руководитель всегда должен следовать принципу «кнута и пряника».

Согласно противоположной точке зрения, самореализационной «Теории Y», люди - существа самоконтролирующиеся. Те их качества, которые представлены «Теорией X», являются не природными, а лишь следствием тяжёлых условий жизни и труда, которые во многих странах стали меняться к лучшему лишь со второй половины 20 века. В благоприятных условиях человек становится тем, кто он есть на самом деле. В соответствии с «Теорией Y» люди готовы и хотят брать на себя ответственность за дело. При умелом руководстве они охотно включаются в процесс самоуправления и самоконтроля, творчески относятся к работе.

 Низкая эффективность труда является результатом их неудовлетворённости, и менеджер должен направлять персонал и организовывать работу так, чтобы это обеспечивало работникам максимальное самоудовлетворение. Такой подход характерен для руководителя, исповедующего демократический стиль.

Конечно, эти теории отражают крайние позиции, поскольку не существует руководителей, абсолютно подходящих под «тип X» или «тип Y». Хотя подход «типа Y» может показаться, на первый взгляд, более предпочтительным, существует небезосновательное мнение, что он не лучшим образом отражает реальности бизнеса.

Между автократичным и демократичным стилями управления, представляющими собой две крайности, существует немало промежуточных звеньев. Но основных из них на «шкале власти» шесть: авторитарный, эксплуататорски - авторитарный, благосклонно - авторитарный, консультационно-демократический, основанный на участии, демократический. Эксплуатационно-авторитарный стиль - это стиль, при котором руководитель не доверяет подчинённым и рассыпает направо и налево угрозы. Мнение сотрудников шефа не интересует, все проблемы решаются на высшем уровне.

При благосклонно-авторитарном стиле руководства начальник позволяет себе учитывать отдельные мнения подчинённых и под строгим контролем предоставляет им определённую самостоятельность.

При консультативно-демократическом стиле руководства шеф советуется с подчинёнными. Информация уже движется не только сверху вниз, но и снизу вверх. Все ключевые решения принимаются высшими эшелонами власти, но с учётом мнений подчинённых, что весьма льстит их самолюбию.

Стиль управления, который основан на участии сотрудников как в разработке, так и в реализации решений, основан на полном доверии подчинённым, максимальном привлечении людей к определению целей фирмы и контролю за их достижением.

Чтобы оценить работу менеджера, место в управленческой решётке можно определить путём опроса подчинённых. Они должны качественно оценить ситуацию по 9-бальной шкале. Как менеджер учитывает интересы производства? Как он относится к людям? Усреднённые оценки покажут место, занимаемое менеджером в управленческой решётке. Безусловно, управленческий стиль менеджера зависит от многих обстоятельств: содержания задачи и сроков её решения; личности руководителя; особенностей коллектива или характера подчинённого; специфики текущего момента и др. Когда и какой управленческий стиль применять, как лучше побудить подчинённых к эффективной деятельности - это наиболее сложные вопросы менеджмента, задача, однозначного решения которой специалисты ещё не предложили.


Принципы эффективного управления собой Мотивация Принципы этики корпоративных отношений Значение и структура речевого этикета Деловой разговор и основные требования к нему Профессиональные объединения менеджеров Менеджмент в системе общественных отношений Макроэкономические процессы Система управления общественными отношениями Менеджмент отношений материального производства