Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Феномен «агрессивности»  
  Феномен «адекватности»  
  Феномен «близости»  
  Феномен «бойкота»  
  Феномен «броской отличимости»  
  Феномен «Вавилонской башни»  
  Феномен «вандализма»  
  Феномен «взаимности»  
  Феномен «вложения авторитета»  
  Феномен вопроса «Вас что-то беспокоит?»  
  Феномен восклицания «Не может быть!»  
  Феномен «восприятия красоты»  
  Феномен «двух фаз»  
  Феномен «десяти нянек»  
  Феномен «доминанты»  
  Феномен «женской непредсказуемости»  
  Феномен «зависимости от других»  
  Феномен «запретных желаний»  
  Феномен «имени»  
  Феномен «интервалов памяти»  
  Феномен «контактного поля»  
  Феномен Лапьера  
  Феномен «новизны»  
  Феномен «обратной реакции»  
  Феномен «очевидца»  
  Феномен «прирученной лжи»  
  Феномен «притупляющего объединения»  
  Феномен «прямолинейности»  
  Феномен «ранга»  
  Феномен «фанатизма»  
  Феномен «на миру»  
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

Феномен «адекватности»

Феномен «адекватности»

 
Чтобы ситуация была заодно с вами, говорите с ней на ее языке.

В своей книге «Как уцелеть среди акул» знаток аме­риканского бизнеса Харви Маккей рассуждает:

«У меня есть приятель, биржевой маклер, который при помещении капитала обязательно приглядывается к тандему «мистер Внутренний» и «мистер Внешний». Дело в том, что когда какую-либо компанию впервые представляют широкой публике, поручитель-гарант про­водит информационное совещание. Эти мероприятия обычно происходят в довольно фешенебельных местах, что позволяет административным работникам после соб­людения всех формальностей нажать на биржевых мак­леров, чтобы те активно покупали акции этой фирмы для своих клиентов. «Обычно сбыт акций организует «мистер Внешний», — рассказывает мой друг-маклер, _- но если за столом президиума не присутствует «ми­стер Внутренний», в коричневом костюме, рукава кото­рого ему коротки на два дюйма, я воздерживаюсь от предлагаемой сделки. Так же я поступаю и в том слу­чае, если креветки, стоящие на буфетном столе, величи­ной с ваш кулак, а шотландское виски самой высшей марки — совершенно ясно, что ничего путного не вый­дет. Ни один менеджер, который чего-либо стоит и до­рожит своей репутацией, не допустил бы, чтобы фирма приобрела виски «Джонни Уокерблэк» для кучки мак­леров!». Мой приятель утверждает, что этот метод ни разу его не подвел».

Или вот был случай. Одна американская пивоваренная фирма, имевшая регулярно хороший сбыт, решила сде­лать свою продукцию еще более привлекательной. На рекламе появились импозантные мужчины в смокингах и охотничьих костюмах. И... объем продажи пива сокра­тился. Оказалось, что «интеллигенты» пришлись не по нраву постоянным покупателям — мелким служащим, ра­бочим. Фирма тут же сменила имидж рекламы на про­стой и доступный.

Любопытно и такое мнение. Оно принадлежит Ярос­лаву Голованову в публикациях «Комсомольской прав­ды» об американском образе жизни:

«Помню, как несколько лет назад я спорил со своим другом профессором В. И. Францевым о том, может ли он прийти в руководимую им клинику в джинсах? «Да какая разница, какой на тебе костюм, — горячился я. — кто в костюме, важно твое мастерство и опыт. Больной хочет, чтобы ты его хорошо прооперировал, и Наплевать ему на джинсы твои, ходи хоть вообще без Штанов...»

«Ты не прав, — упрямо возражал Францев. — Когда больной лежит под наркозом на операционном столе тогда ему уже действительно все равно, в каких я щтанах. Но если я делаю утренний обход в джинсах, он смотрит и думает: «Да какой это профессор?! Шпана какая-то! Разве настоящий профессор может так выгля­деть?». У многих людей сложился некий стереотип ме­дика-профессора, и я не имею права разрушать его, по­тому что это подорвет доверие больного ко мне, а зна­чит, заставит его нервничать, что в конечном итоге мо­жет сказаться на эффективности моей работы, т. е. — его здоровье...»

Тогда Вячеслав Иванович меня не убедил, но сейчас, вспоминая, что видел и понял, побывав и пожив в США, я склоняюсь к мысли, что он, пожалуй, прав».

Расскажу об одном опыте.

Группа испытуемых выполняла в присутствии экспери­ментатора одно и то же задание. Подходя к одним, он их хвалил, ободрял, подходя к другим — обращал внимание только на ошибки, за которые резко порицал. К осталь­ным испытуемым он вообще ни разу не подошел. Резуль­таты оказались следующие: лучшие — у тех, кого под­бадривали, несколько хуже — у тех, для кого предметом оценки являлись только просчеты, самые же худшие — у тех, на кого вообще не обращали внимания.

Но был испытан еще один, четвертый вариант. Группе из четырех дошкольников было дано задание и сказано, что тот, кто с ним справится, получит большую шоколад­ную конфету. Трое справились, один — нет, но экспери­ментатор этому ребенку тоже дал конфету, сказав: «И ты молодец!». Ребенок, не дотронувшись до нее, заплакал. Конфета для него из сладкой превратилась в горькую. Не­заслуженная награда обжигала руки, воспринималась как обида, удар по самолюбию, как отрицательная оценка его собственных интеллектуальных способностей.

Конечно, возможны и курьезы. Но здесь уже дей­ствует не «феномен адекватности», а неадекватное понимание адекватности.

Один трагикомический сюжет:

В последнее время в некоторых странах при страхов­ке собак на страховом полисе делают отпечатки соба­чьего носа.

Брайтон (Великобритания): двадцатилетний англича­нин Дэвид Хоббс предстал перед судом города за то, что укусил за нос свою собаку. Подсудимый вину не отрицал. В свое оправдание он сообщил, что, прочитав новое пособие по собаководству, пытался сделать «вну­шение» своей собаке на доступном ей языке.

Собака пособия не читала...

Смысловое или ситуационное выравнивание воздей­ствий и восприятий и, наоборот, затеянное кем-то нару­шение уже имеющегося или сложившегося равенства — благоприятная почва для любых планов, особенно тех, что имеют дальний прицел, но с ранней отдачей.

Сущностное поле феномена обрамлено «законом ле­стницы»: только разность уровней позволяет осуще­ствиться стремлениям вверх или вниз, но если лестница — это перемещение по вертикали, то для горизонталь­ного движения нужна уже ровная поверхность.

Насколько полезно знание о явлении «адекватности» можно судить по двум историям, часто рассказываемым и очень любимым Зигмундом Фрейдом, венским психи­атром.

Первая

Торговец лошадьми рекомендует покупателю верхо­вую лошадь: «Если вы возьмете эту лошадь и сядете на нее в 4 часа утра, то в половине седьмого вы будете в Прессбурге». — «А что я буду делать в Прессбурге в половине седьмого утра?».

Фрейд комментирует: «Торговец упоминает о раннем прибытии в маленький городок, очевидно, только имея в виду доказать на примере быстроту бега лошади. Поку­патель не принимает во внимание быстроходности ло­шади, в чем он больше не сомневается, и входит только в обсуждение чисел, упомянутых в примере».

Оказывается, и двое правых могут попасть в тупик взаимного непонимания. Наша мысль только тогда будет воспринята другим человеком, когда сказанное нами и обращенное к нему будет произнесено по его просьбе, с его слов и от его имени.

Говорить — это всегда говорить для себя. Говорить для других — значит произносить заказанную речь, олько так! И здесь — как на рынке: надо уметь клиенту.

Вторая

Шадхен (посредник при заключении брака у евреев) заверил жениха, что отца девушки нет в живых. После обручения выясняется, что отец жив и отбывает тюремное наказание. Жених упрекает шадхена. «А что я вам ска­зал? — говорит последний. — Разве это жизнь?»

Ловкая проделка! И — не будем таиться — эта улов­ка жуликоватого хитреца вызывает у нас смех. Но над кем? Над жертвой розыгрыша. Жених не понимал, что обман в жизни — более вероятная вещь, чем все, ему противоположное. Легкий философский скепсис всегда более уместен, чем пылкость некритической доверчиво­сти. Рай — и это не стоит забывать — все же не на Земле, а за ее пределами, так что частые встречи с праведниками в этой жизни маловероятны.


Принцип «риска доверием» Принцип «ход на ход» Принцип «шестеренки» Феномены ситуаций Феномен «агрессивности» Феномен «близости» Феномен «бойкота» Феномен «броской отличимости» Феномен «Вавилонской башни» Феномен «вандализма»