Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  Стратегическое планирование и управление: общие понятия  
  Понятие стратегии развития предприятия  
  Базовые модели стратегического планирования  
  Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия  
  Сущность стратегического планирования и управления  
  Содержание и принципы проведения стратегического анализа  
  Анализ внешней деловой окружающей среды  
  Анализ ресурсного потенциала предприятия  
  Методические подходы к анализу ресурсного потенциала российских предприятий  
  Основные методы стратегического анализа  
  Процесс целеполагания как этап процедуры стратегического планирования  
  Определение миссии предприятия  
  Ценности высшего руководства  
  Процесс целеполагания и организационная культура предприятия  
  Определение целей развития предприятия  
  Матрица возможностей И. Ансоффа (по товарам/рынкам)  
  Типовые конкурентные стратегии по М, Портеру  
  Модели стратегического выбора в зависимости от жизненного цикла продукта  
  Модели стратегического выбора на основе цикла развития предприятия  
  Основные элементы теории диверсификации  
  Сущность и типы корпоративных стратегий диверсификации  
  Особенности организации процесса стратегического планирования на диверсифицированных предприятиях  
  Стратегия маркетинга  
  Стратегия маркетинга  
  Инновационная стратегия  
  Стратегия производства  
  Социальная стратегия  
  Стратегия организационных изменений  
  Экологическая стратегия  
  Инвестиционное проектирование как основа продуктовой стратегии  
  Бизнес-проект — организационное оформление продуктовой стратегии  
  Инвестиционное проектирование как основа продуктовой стратегии  
  Бизнес-проект — организационное оформление продуктовой стратегии  
  Понятие рисков в стратегическом планировании развития предприятий  
  Стратегический анализ рисков предприятия  
  Процесс измерения рисков предприятия  
  Управление посредством выбора стратегических позиций и ранжирования стратегических задач  
  Управление по сильным и слабым сигналам  
  Управление в условиях стратегических неожиданностей  
  Управление стратегическим набором  
  Управление стратегическими задачами  
  Управление в условиях спонтанных изменений  
  Контроллинг на предприятии: содержание и функции  
  Стратегический и оперативный контроллинг на предприятии  
  Стратегические альянсы: теоретические и практические аспекты формирования и развития  
  Классификация стратегических альянсов  
  ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ И(ИЛИ)ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  
  ПОЛУЧЕНИЕ ДОСТУПА К ОПРЕДЕЛЕННЫМ РЫНКАМ  
  СОКРАЩЕНИЕ ФИНАНСОВОГО РИСКА  
  СОКРАЩЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА  
  ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПАРИТЕТА  
  Жизненный цикл стратегического альянса  
  Содержание процесса управления функционированием стратегических альянсов  
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

Процесс целеполагания и организационная культура предприятия

Процесс определения целей развития предприятия находится в непосредственной взаимосвязи с процессом формирования и развития его организационной культуры. Эти процессы оказывают достаточно существенное влияние друг на друга и не могут рассматриваться изо­лированно. В этой связи усиленное внимание к разработке отече­ственной концепции стратегического планирования и управления развитием предприятия вызвало значительный интерес к исследованию теоретических и практических вопросов формирования экономико-организационной, или просто организационной культуры предприя­тия. Результатом этого стало появление в последние годы разнообраз­ных концепций организационной (внутрифирменной, корпоративной и т. п. ) культуры предприятия.

В общем случае организационная культура предприятия представ­ляет собой систему ценностей, обычаев, традиций, норм и правил пове­дения, сложившихся или формирующихся на предприятии с целью его внутренней интеграции и адаптации к условиям постоянно изменяю­щейся внешней среды. Другими словами, это адекватное предприятию сознание, вытекающее из поведения членов коллектива и управляющее формальными и неформальными моделями поведения. Организацион­ная культура предприятия выполняет следующие основные функции:

координацию деятельности, осуществляемую с помощью уста­новления процедур и правил поведения;

мотивацию, реализуемую путем разъяснения работникам пред­приятия смысла выполняемой работы;

профилирование, позволяющее обрести принципиальные отли­чия от другого предприятия;

привлечение кадров путем пропаганды преимуществ своего пред­приятия.

В принципе организационная культура способна реализовать перечис­ленные выше функции, однако она не всегда располагает для этого соот­ветствующим потенциалом. Так, например, многие предприятия обла­дают такой организационной культурой, которая не только тормозит достижение успехов в хозяйственном плане, но и не позволяет распоз­нать себя и использовать свои возможности в интересах предприятия.

Организационная культура любого предприятия базируется на национальной культуре общества. В этой связи следует весьма осторожно использовать зарубежные концепции и модели менеджмента отечественных предприятиях, поскольку они не учитывают особенностей отечественной экономики и культурной среды.

Организационная культура любого предприятия, в свою очередь, подразделяется на ряд частных культур — субкультур. Число последних на предприятии определяется спецификой организационной структуры предприятия (подразделения, отделы и т. п.) и содержанием ре­шаемых задач.

Главная задача управленческих работников заключается в том, что­бы добиваться согласованности субкультур с общей культурой пред­приятия в целях избежания их негативного влияния на функциониро­вание и развитие предприятия в целом.

Процесс формирования организационной культуры предприятия представлен на рис. 3.6.

Формирование организационной культуры на предприятии нераз­рывно связано с коммуникативным поведением предприятия, кото­рое рассматривается в качестве важного стратегического инструмента развития предприятия, предусматривающего осуществление различ­ных видов коммуникационной деятельности.

Рис. 3.6. Внутренняя среда предприятия

С этой целью могут использоваться различные виды коммуникаци­онных средств (реклама, стимулирование продаж, связи с обществен­ностью и т. п.).

В составе коммуникации предприятия можно выделить два основ­ных элемента (рис. 3.7):

внутренняя коммуникация;

внешняя коммуникация.

Коммуникативное поведение предприятия

Внешняя коммуникация предусматривает совокупность инструмен­тов и средств, служащих для регулирования взаимоотношений между предприятием и его местным окружением. В составе последней при­нято выделять два основных элемента:

маркетинговая коммуникация (реклама, стимулирование про­даж и т. п.);

связи с общественностью.

Внутренняя коммуникация охватывает все виды коммуникацион­ной деятельности, осуществляемые в рамках предприятия.

Рис. 3.7. Состав коммуникаций предприятия

 

В составе внутренней коммуникации на предприятии можно выделить три принципиальных вида процесса (рис. 3.8):

        вертикальная коммуникация;

, горизонтальная коммуникация;

        коммуникационные сети.

Основные элементы внутренней коммуникации предприятия Вертикальная коммуникация может быть подразделена на два подвида:

иерархическая («сверху—вниз») коммуникация;

обратная («снизу—вверх») коммуникация.

Иерархическая внутренняя коммуникация связана с установлени­ем эффективных взаимоотношений между руководителями и подчи­ненными и представляет основной тип коммуникативных связей в тео­рии менеджмента.

Обратная внутренняя коммуникация тесно связана с иерархи­ческой коммуникацией. Она предполагает, что работники предприя­тия должны быть достаточно мотивированы и чувствовать уваже­ние к себе и к своему партнеру по дискуссии.

Горизонтальная коммуникация представляет собой процесс, кото­рый направлен на решение проблемных ситуаций на предприятии.

Рис. 3.8. Внутренняя коммуникация

Коммуникационные сети, или сетевая коммуникация, представ­ляет собой коммуникационный процесс, осуществляемый во всех направлениях. Главное преимущество данного вида коммуникации заключается в достаточно высокой скорости коммуникационного потока.

Таким образом, в современных условиях речь должна идти о том, что­бы целенаправленно формировать организационную культуру, вклю­чая инновационную культуру. Для этого необходимо прежде всего за­нять реалистичную и последовательную позицию по отношению к организационной культуре собственного предприятия. До тех пор пока руководство предприятия и его сотрудники поддаются иллюзиям отно­сительно организационной культуры, практически невозможным явля­ются ее корректировка и целенаправленное формирование.

Любое предприятие обладает сильными и слабыми сторонами в об­ласти организационной культуры. Слабости необходимо преодолевать, используя сильные стороны. В любом случае необходимо разработать комплекс мероприятий, в процессе реализации которых с определен­ной степенью осторожности выясняется соответствие механизмов обо­снования и принятия управленческих решений собственной организа­ционной культуре, осуществляется их взаимная притирка и решается вопрос о стратегической адекватности организационной культуры. Причем для того чтобы подобный образ мышления стал вполне при­вычным для сознания сотрудников предприятия, необходимо увязы­вать творческий потенциал организационной культуры с нуждами пер­спективного развития предприятия.

В этой связи необходимо четко представлять два основных момента. С одной стороны, в процессе целеполагания необходимо учитывать до­стигнутый уровень организационной культуры предприятия. Последняя должна способствовать процессу реализации стратегического плана развития предприятия. В противном случае план окажется нереали­зованным.

С другой стороны, стратегический план развития предприятия дол­жен способствовать формированию в перспективе достаточно высо­кого уровня организационной культуры предприятия.

Следовательно, организационную культуру следует рассматривать в качестве стратегического фактора развития предприятия.
 

Методические подходы к анализу ресурсного потенциала российских предприятий Основные методы стратегического анализа Процесс целеполагания как этап процедуры стратегического планирования Определение миссии предприятия Ценности высшего руководства Определение целей развития предприятия Матрица возможностей И. Ансоффа (по товарам/рынкам) Типовые конкурентные стратегии по М, Портеру Модели стратегического выбора в зависимости от жизненного цикла продукта Модели стратегического выбора на основе цикла развития предприятия