Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЗАКОНОМЕРНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ СИСТЕМАМИ  
  Предприятие как социально-экономическая система  
  Подсистемы диагностирования предприятия (организации)  
  УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ (ОРГАНИЗАЦИЯМИ)  
  Воздействие внешних и внутренних факторов на предприятие  
  Противоречия между предприятием и внешней средой  
  Основы изменений подсистем предприятия  
  Стратегии изменений подсистем предприятия  
  Виды изменений предприятия (организации)  
  Этапы развития предприятия  
  Договорная среда деятельности предприятия  
  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА  
  Виды организационных процессов  
  ИНФРАСТРУКТУРА МЕНЕДЖМЕНТА  
  СОЦИОФАКТОРЫ И ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА  
  Проблемы, вызванные несовершенством деловой этики в России  
  Пути совершенствования деловой культуры в России  
  ОТ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ К КОРПОРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  
  Программы поддержки среднего и малого бизнеса  
  Финансово-кредитные услуги для среднего и малого предпринимательства  
  Содействие сотрудничеству мелких и крупных предприятий  
  Корпоративная форма собственности  
  Внешняя и внутренняя институциональная среда корпоративного сектора  
  Внутрикорпоративные институциональные инструменты управления  
  Социальный контекст корпорации  
  СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  
  МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ И РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ  
  Выбор модели проектирования работы  
  ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА  
  СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА  
  МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИЙ  
  Инновационный потенциал как основа устойчивого развития предприятия  
  Определение мотива и потребности  
  Формирование системы материального и морального стимулирования  
  Зарубежный опыт формирования внутрифирменного механизма мотивации труда  
  Экономические и социальные факторы формирования внутрифирменного механизма мотивации труда  
  РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА  
  Взаимоотношения государства и российского бизнеса  
  Government Relations-менеджмент  
  Индикативный план социально-экономического развития России  
  Система внутреннего контроля за деятельностью предприятия  
  Контроллинг-система управления  
  Стратегический контроллинг  
  Оперативный контроллинг  
  Практическое задание  
  ДИНАМИКА ГРУПП И ЛИДЕРСТВО В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА  
  Стратегии изменений в менеджменте  
  Эффективное адекватное лидерство в изменениях  
  УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ И УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОЙ  
  Социально-корпоративные технологии в механизме мотивации труда  
  РУКОВОДСТВО: ВЛАСТЬ И ПАРТНЕРСТВО  
  Социальное партнерство как способ распределения власти на предприятии  
  Цели социального партнерства в практике развитых стран  
  Элементы социального партнерства в российской практике  
  Исторический аспект возникновения и развития политики социального партнерства  
  Перерастание политики социального партнерства в систему социально-корпоративных технологий  
  Внешняя среда и социальная ответственность корпораций  
  Сущность и природа конфликта  
  Группы конфликтов  
  Положительные функции конфликта  
  Негативные функции конфликта  
  Практическое задание  
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

ОТ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ К КОРПОРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Менеджмент как искусство управления может быть одинаково эффективным (или неэффективным) как на больших, так и на малых предприятиях. Однако, несмотря на общность подходов к организации работы людей, все же возникают существенные различия в специфике работы на предприятиях разного масштаба.

Менеджмент малого предприятия предполагает куда большую степень участия руководителя во всех текущих процессах. Часто менеджер малого предприятия выступает сразу в нескольких лицах: он может руководить персоналом, планировать деятельность предприятия или его части, анализировать рынок, вести переговоры с клиентами, вызывать мастера для ремонта сломавшегося компьютера. Четко прописать роли и функции на малом предприятии невозможно. Все сотрудники должны быть взаимозаменяемы, так, что в случае отсутствия одного, его функции могут взять на себя другие.

Крупные корпорации имеют другие принципы организации деятельности и управления. Для них характерны строгое распределение обязанностей, четкое соответствие компетенции сотрудников занимаемым ими должностям, должностные инструкции и т.п.

И если отсутствие жесткой иерархии и многообразие видов деятельности одного сотрудника для малого предприятия - большой плюс и условия его выживания, то для крупной корпорации такая система стала бы залогом возникновения непреодолимого хаоса. Поэтому понимание особенностей менеджмента на малом и крупном предприятиях становится основой при планировании деятельности организации, налаживании контактов с партнёрами по бизнесу.

И малые предприятия, и корпорации - жизненно важные для экономики формы ведения бизнеса. Многие виды деятельности не под силу малому бизнесу, их может осуществлять только крупное предприятие. С другой стороны, специфические виды работ, выполняемых малыми предприятиями, нецелесообразно передавать большим корпорациям. Поэтому вопрос эффективности деятельности связан не столько с масштабом предприятия, сколько с уровнем соответствия делу.

В странах Западной Европы 99,9% из 16,4 млн. предприятий частного сектора несельскохозяйственных отраслей представляют собой малые и средние предприятия. На их долю приходится около 50% общего объема продаж в промышленности, 67% - в сфере услуг, почти 90% - в строительстве и торговле. Малый и средний бизнес (МСП) обеспечивает свыше 70% общего числа рабочих мест. Вклад МСП в ВВП страны по некоторым оценкам достигает, например, в Великобритании, США, Германии - 50-54%, Японии - 52-55%, Италии, Франции - около 60%. В Российской Федерации этот показатель составляет в настоящее время 10-11%.

Справка:

Что значит «малый бизнес»?

США. Каждый штат имеет собственные законы о малом бизнесе, которые основываются на общих рекомендациях Федеральной администрации по делам малого бизнеса США. К малым предприятиям относятся те, которые вместе с филиалами нанимают не более 500 человек (для производителей ЭВМ - не более 1000 человек). Для малых предприятий торговли и обслуживания установлен максимальный размер выручки от продаж - от $3,5 млн. в год для ателье по ремонту телевизоров до $13,5 млн. в год для бакалейных магазинов. Специальных налоговых льгот для малого бизнеса нет, зато существуют иные послабления. Малые компании не обязаны уведомлять власти о небольших слияниях и поглощениях. Комиссия по ценным бумагам упростила для них отчетность при выпуске акций на сумму менее $5 млн. Существуют особые правила предоставления гарантий на займы, осуществляемые малыми предприятиями, и ряд других льгот.

Великобритания — одно из немногих государств, где принадлежность к категории малого бизнеса основывается исключительно на размере прибыли. Если годовая прибыль предприятия не превышает 250 тыс. фунтов стерлингов, оно автоматически считается малым - независимо от числа занятых и сферы, в которой оно работает. В отношении предприятий малого бизнеса действует льготная ставка налога на прибыль (25% против общей 33%). Иных налоговых льгот не существует. Действует система особых государственных гарантий на займы для малых предприятий.

Канада. Согласно канадскому законодательству малым предприятием считается фирма с числом занятых не более 100 человек и годовым оборотом не выше $2 млн. Малый бизнес отличается и жизненно важными показателями для страны, активно принимающей иммигрантов: бурный рост и, как следствие, быстрое создание новых рабочих мест.

Франция. К категории малых закон относит предприятия, функционирующие в любой сфере, если число наемных рабочих не превышает 50 человек. Хозяин предприятия, в котором заняты не более 10 человек, считается ремесленником. Для предприятий малого бизнеса и ремесленников предусмотрены льготы практически по всем видам налогов. Кроме того, предприятия, оборот которых за предыдущий год составил менее 70 тыс. франков, освобождаются от НДС.

Германия. В Германии количественные критерии определения малых предприятий (их обозначают термином mittel-stand -«средний слой») такие же, как во Франции; существует и аналогичный французскому статус ремесленника. Предприятия с доходом менее DM36 тыс. освобождаются от так называемого промыслового налога, а если оборот за предыдущий год не превышает DM20 тыс., то и от НДС.

Италия. В соответствии с законом малым здесь считается предприятие с числом работников не более 100 человек. Главная налоговая льгота - право на отсрочку уплаты налогов, которое предоставляют, если деньги потрачены на расширение производства или инновационную деятельность. Особые льготы существуют при кредитовании закупок оборудования и технологий.

Россия. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации с числом работников от 30 человек (в розничной торговле и бытовом обслуживании) до 100 человек (в промышленности, строительстве и на транспорте). Для малого бизнеса предусмотрены две особые системы налогообложения.

Состояние малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ позволяет сделать вывод о том, что в переходных экономиках малые и средние предприятия, выполняя все те функции, что и в промышленно-развитых государствах, играют также важную роль в реструктуризации народного хозяйства, служат серьезным источником привлечения иностранных инвестиций в экономику, являются и лабораторией, и школой рыночной экономики.

В то же время для данного сектора характерны сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства, ограниченность источников финансирования и хронический дефицит ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п.

Противоречие между высокой социально-экономической значимостью и относительно низкой жизнеспособностью основная проблема малого бизнеса. Степень ее остроты неодинакова в различных жизненных циклах самого предприятия и на разных ступенях экономического развития страны. Но во всех случаях необходимо гибкое, адекватное стимулирование малого бизнеса.

В мировой практике в течение нескольких десятилетий накоплен значительный опыт поддержки малого предпринимательства, позволяющий оценивать его как систему.

Практика, сложившаяся в странах с рыночной экономикой, показывает, что направленная на разрешение основных проблем малого предпринимательства система стимулирования представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых государством, общественными организациями и крупным бизнесом через специальную инфраструктуру, а также в рамках многообразных форм хозяйственной интеграции.

Государственное стимулирование малого бизнеса осуществляется по следующим направлениям:

      государство, создавая общие условия для функционирования бизнеса, формирует ту среду (благоприятную или не очень), в которой предстоит развиваться малому бизнесу;

      на государственном уровне разрабатываются и реализуются специальные программы поддержки МСП;

      государство содействует становлению и развитию интеграционной подсистемы стимулирования малого предпринимательства. Эта политика проводится как на национальном уровне, так и усилиями региональных и местных органов власти.

В последнее десятилетие наблюдается последовательная регионализация политики в отношении малого бизнеса: центр вырабатывает общую стратегию, обеспечивает законодательную базу и создание механизмов поддержки. Конкретная же поддержка осуществляется на уровне регионов и общин. Частный крупный бизнес, когда в его интересы входит развитие малого предпринимательства, тоже сотрудничает с государством, особенно в вопросах финансирования.

Для создания благоприятного экономического климата государству следует обеспечить политическую, законодательную и финансовую стабильность, гарантировать неприкосновенность частной собственности. Важнейшую роль при этом играет проведение разумной, адекватной ситуации налоговой политики, стимулирующей экономический рост. Так, создание равных условий для всех участников хозяйственной деятельности гарантирует в США антитрестовское, а во всех странах Западной Европы и в Японии антимонопольное законодательство.

Не менее важна задача государства сформировать благоприятный для предпринимательства социально-психологический климат, благожелательное отношение к бизнесу вообще и к мелкому бизнесу в частности. В странах с развитой рыночной экономикой для общественного сознания характерны симпатии к малым формам предпринимательства. Для стран же с переходной экономикой, особенно СНГ, это пока остается серьезной проблемой. Опыт Чехии, где широко практиковалась выработка положительного отношения к предпринимательству (в частности, студентов обучали стремлению к независимости), показывает, что, возможно, это было не менее полезно, чем реализация дорогостоящих финансовых программ. Для России создание общественной атмосферы, стимулирующей массовое движение людей в малый бизнес, - принципиальное условие успешного развития экономики в целом.

Состояние сектора малых и средних предприятий (МСП) в странах СНГ (Украине, Молдове, Беларуси) показывает, что причинами его недостаточного развития стали, прежде всего, макроэкономические проблемы. Опыт развивающихся стран и стран с переходной экономикой свидетельствует, что пока не созданы благоприятные условия для развития предпринимательства в целом, усилия, направленные на отдельные группы предприятий, остаются мало результативными.

 


Виды организационных процессов ИНФРАСТРУКТУРА МЕНЕДЖМЕНТА СОЦИОФАКТОРЫ И ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА Проблемы, вызванные несовершенством деловой этики в России Пути совершенствования деловой культуры в России Программы поддержки среднего и малого бизнеса Финансово-кредитные услуги для среднего и малого предпринимательства Содействие сотрудничеству мелких и крупных предприятий Корпоративная форма собственности Внешняя и внутренняя институциональная среда корпоративного сектора