Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЗАКОНОМЕРНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ СИСТЕМАМИ  
  Предприятие как социально-экономическая система  
  Подсистемы диагностирования предприятия (организации)  
  УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ (ОРГАНИЗАЦИЯМИ)  
  Воздействие внешних и внутренних факторов на предприятие  
  Противоречия между предприятием и внешней средой  
  Основы изменений подсистем предприятия  
  Стратегии изменений подсистем предприятия  
  Виды изменений предприятия (организации)  
  Этапы развития предприятия  
  Договорная среда деятельности предприятия  
  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА  
  Виды организационных процессов  
  ИНФРАСТРУКТУРА МЕНЕДЖМЕНТА  
  СОЦИОФАКТОРЫ И ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА  
  Проблемы, вызванные несовершенством деловой этики в России  
  Пути совершенствования деловой культуры в России  
  ОТ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ К КОРПОРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  
  Программы поддержки среднего и малого бизнеса  
  Финансово-кредитные услуги для среднего и малого предпринимательства  
  Содействие сотрудничеству мелких и крупных предприятий  
  Корпоративная форма собственности  
  Внешняя и внутренняя институциональная среда корпоративного сектора  
  Внутрикорпоративные институциональные инструменты управления  
  Социальный контекст корпорации  
  СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  
  МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ И РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ  
  Выбор модели проектирования работы  
  ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА  
  СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА  
  МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИЙ  
  Инновационный потенциал как основа устойчивого развития предприятия  
  Определение мотива и потребности  
  Формирование системы материального и морального стимулирования  
  Зарубежный опыт формирования внутрифирменного механизма мотивации труда  
  Экономические и социальные факторы формирования внутрифирменного механизма мотивации труда  
  РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА  
  Взаимоотношения государства и российского бизнеса  
  Government Relations-менеджмент  
  Индикативный план социально-экономического развития России  
  Система внутреннего контроля за деятельностью предприятия  
  Контроллинг-система управления  
  Стратегический контроллинг  
  Оперативный контроллинг  
  Практическое задание  
  ДИНАМИКА ГРУПП И ЛИДЕРСТВО В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА  
  Стратегии изменений в менеджменте  
  Эффективное адекватное лидерство в изменениях  
  УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ И УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОЙ  
  Социально-корпоративные технологии в механизме мотивации труда  
  РУКОВОДСТВО: ВЛАСТЬ И ПАРТНЕРСТВО  
  Социальное партнерство как способ распределения власти на предприятии  
  Цели социального партнерства в практике развитых стран  
  Элементы социального партнерства в российской практике  
  Исторический аспект возникновения и развития политики социального партнерства  
  Перерастание политики социального партнерства в систему социально-корпоративных технологий  
  Внешняя среда и социальная ответственность корпораций  
  Сущность и природа конфликта  
  Группы конфликтов  
  Положительные функции конфликта  
  Негативные функции конфликта  
  Практическое задание  
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

Содействие сотрудничеству мелких и крупных предприятий

Сотрудничество малых фирм с крупными, средними компаниями и между собой позволяет преодолеть неопределенность рынка, повысить стабильность внешней среды малого бизнеса; облегчает малым предприятиям доступ к информационным, материально-техническим, технологическим, сырьевым, кадровым, финансовым ресурсам; помогает решить проблемы сбыта на более стабильной основе. Основными формами интеграции крупных и мелких хозяйственных структур в сфере производства и торговли являются субподряд, франчайзинг и лизинг.

О важности интеграционной подсистемы стимулирования для становления сектора МСП убедительно свидетельствует опыт развивающихся стран. В новых индустриальных странах условием обновления, модернизации малых предприятий стала их тесная связь с крупными фирмами. Укреплению позиций малого бизнеса в таких странах, как Бразилия, Мексика, Индия в значительной мере способствовало расширяющееся сотрудничество малого бизнеса с известными крупными компаниями, в том числе ТНК, в рамках франчайзинга, субконтрактности, лизинга. Именно такое сотрудничество способствует передаче технологий, управленческого опыта, обучению национальных кадров, поступлению инвестиций в страну. В тех случаях, когда при помощи ТНК (естественно, в интересах ТНК) удается провести технологическую модернизацию производства и обучение рабочей силы с целью повысить качество, осовременить стиль и дизайн продукции, не рассчитывая на выгоды традиционного дешевого труда, удается достичь определенных успехов. Так, даже таким странам, как Зимбабве и Мавритания, с подавляющим преобладанием отсталых мелких предприятий, удалось повысить долю готовой продукции в экспорте соответственно до 30,9% и 68%.

 

Содействие кооперации мелких предприятий

Кооперация малых предприятий внутри сектора не менее важна, чем сотрудничество с крупным бизнесом. Во всех развитых странах мелкие предприятия, стремясь получить выгоду от экономии на масштабах, совместного ведения делопроизводства, научно-исследовательских разработок, от разделения риска и т.д., объединяются в различные общества, консорциумы, ассоциации, формируют предпринимательские сети. Опыт развивающихся стран показывает, что именно плохая скоординированность и отсутствие навыков взаимопомощи препятствуют успешному развитию малого предпринимательства. От того, насколько быстро малые предприятия сумеют скооперироваться, сгруппироваться, будет зависеть устойчивость роста данного сектора в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой.

Негативный опыт стимулирования среднего и малого бизнеса

Помимо позитивного опыта стимулирования малого бизнеса в мировой практике накоплен и негативный опыт, который тоже необходимо учитывать.

Наиболее неудачной была политика правительства Великобритании в отношении малого бизнеса в период пере стройки нефтегазовой промышленности в Шотландии в зоне Абердина в середине 60-х годов. Надежда на то, что рост сектора произойдет без всякой поддержки, стихийно, в ответ на импульсы рынка, не оправдалась. Передача технологии малыми предприятиями обрабатывающих отраслей была ключевым элементом японской и восточноазиатской моделей развития, и во всех моделях развития государству приходилось играть активную роль. В случае Абердина, наоборот, технология находилась в руках получающих прибыль иностранных компаний - поставщиков оборудования, и от них можно было получить контракт только на общем, «низкотехнологичном» уровне. Региональные власти не могли и не хотели стимулировать широкомасштабную передачу технологии, в которой бы участвовали малые предприятия. В результате, как только цена нефти резко упала в 1985 г., перед экономикой Абердина встала перспектива глубокого упадка. Экономические выгоды от нефтяного бума для региона были безвозвратно утрачены.

К неэффективным мерам защиты малого бизнеса следует отнести также проводившуюся Индией политику импортоза-мещения, включающую резервирование почти всех трудоемких производств за малыми предприятиями. К 1997 г. перечень товаров, которые было запрещено производить крупным предприятиям, составил 840 наименований, еще 1000 видов товаров были частично закреплены преимущественно за мелкими предприятиями и закупались государством по фиксированным ценам46. Подобный негибкий протекционизм позволил мелким производителям довольствоваться выпуском устаревшей продукции, привел к консервации отсталых производств. Пересмотрев курс, обратившись к экспорто-ориентированной стратегии, постепенно сокращая резервирование, правительству удалось существенно оздоровить сектор малого предпринимательства. Однако следует заметить, что на ранних стадиях становления сектора импортоза-мещение сыграло положительную роль, позволив наполнить внутренний рынок товарами по доступным ценам.

На первый взгляд это два примера противоположной политики: безразличие и неразумный протекционизм. Но в том и другом случае результатом явилась техническая отсталость малых предприятий региона.

Пример:

Ситуация в малом и среднем бизнесе в Нидерландах в 2003 г. резко ухудшилась. В данный момент она если не катастрофичная, то, по крайней мере, намного хуже ожидаемого. Именно это следует из представленного 27 августа 2003 г., отчета отраслевой организации МКВ.

В Нидерландах насчитывается 45 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса с числом работников не более 250 в каждом. В них занято в общей сложности 460 тыс. чел. Их общий годовой оборот, тем не менее, достигает 70 млрд. евро. В наиболее трудной ситуации оказались предприятия металлообрабатывающей и электронной отраслей.

Несмотря на это, предприниматели по-прежнему сохраняют оптимизм, хотя почти половина из них видит все меньше смысла в ведении каких-либо дел. Единственным выходом из кризиса является увеличение эффективности производства. Однако это требует значительных усилий и средств.

В представленном примере есть несколько довольно неприятных фактов. Так, только в 2003 г. число занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса сократилось почти на 20 тыс. чел., и еще 60 тыс. чел. в скором времени могут лишиться работы. Более половины предприятий не вкладывали средства в собственное развитие, а каждое пятое было признано банкротом.

Таким образом, мы видим, что проблемы малого и среднего бизнеса имеют общий характер в различных странах: устаревшие технологии, зависимость от партнеров, нестабильность бизнеса, его слабая доходность или убыточность. Специфика этих проблем порождается спецификой самого малого и среднего бизнеса, что требует его постоянной поддержки как со стороны государства, так и более крупного бизнеса.

Анализ динамики развития среднего и малого предпринимательства в России

Возрождение малого предпринимательства в России обычно связывают с 1987 годом. После устойчивого увеличения численности субъектов малого предпринимательства и общего количества занятых на них работников, длившегося вплоть до 1994 г., наблюдается резкое замедление темпов роста, а в 1995 г. впервые отмечено абсолютное сокращение числа малых предприятий на 2,2%. В начале 1997 г. появились признаки стабилизации общей экономической ситуации в стране. Одновременно и в малом предпринимательстве наблюдаются некоторые положительные изменения по сравнению с 1996 г. В этот период на смену количественному росту приходит рост эффективности и устойчивости малых предприятий, активизация их производственной и инновационной деятельности.

К середине 1998 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий, на которых работало на постоянной основе 6,21 млн. чел., и более 3,5 млн. предпринимателей без создания юридического лица. Финансовый крах августа 1998 г. резко ухудшил практически все позиции малого бизнеса. В сравнении с июлем 1998 г., к середине 1999 г. число МП в стране сократилось на 11,3%, а занятость снизилась на 10,9%. Важнейшим направлением постдефолтной адаптации малого бизнеса стала диверсификация его деятельности: каждая вторая мелкая фирма выживала благодаря тому, что предприниматели с самого начала практиковали не менее двух основных видов деятельности.

По данным Госкомстата России на 1 января 2002 г. в России действовало 843 тыс. малых предприятий. По сравнению с 2000 г. их количество сократилось на 4,1%. На 1000 чел. населения страны приходилось в среднем лишь 5,8 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза -не менее 30.

Средняя численность занятых на малых предприятиях по итогам 2001 г. составила 7,4 млн. чел. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2002 г. по данным МНС России достигла 4,5 млн.чел., общее число занятых в малом бизнесе составило к началу 2002 г. 11,9 млн.чел., или около 16,7% от экономически активного населения, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики в 2001 г. составили 43,0 млрд. руб., а по отраслям промышленности - 11,2 млрд. руб. Исследования, проведенные Рабочим центром экономических реформ при Правительстве Российской Федерации, свидетельствуют, что по сравнению с предыдущим годом произошел их рост. В целом по стране показатель увеличился на 23,0%, при этом в двух федеральных округах объем инвестиций заметно снизился: в Уральском округе - на 34,4%, в Дальневосточном округе - на 24,9%.

Лидером по приросту инвестиций в основной капитал малых предприятий стал Приволжский федеральный округ - на . 53,3%. Второе место занимает Центральный федеральный округ - рост на 42,7%.

Отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о преимущественном его развитии в сферах торговли, строительства и общественного питания (около 46% от общего количества по данным на начало 2002 г.). Более половины малых предприятий сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации. Наибольшее их число находится в Центральном - 36,7%, Приволжском - 15,6%, Северо-Западном -14,5% федеральных округах. Отличительной особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая его доля в «теневом» секторе экономики. По разным оценкам она составляет от 30% до 50% реального оборота всех субъектов малого предпринимательства.

В 2002 г. малые промышленные предприятия произвели товаров (работ, услуг) на сумму 214,9 млрд. руб., что составило 25,2% от выпуска товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности, в сопоставимых ценах в 1,1 раза больше, чем в 2000 г50. Наблюдаемый в 1999-2000 годах рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, некоторое повышение их инвестиционной активности, рост налоговых поступлений от их деятельности находились в русле общероссийских тенденций и были обусловлены, с одной стороны, сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой (эффектом импортозамещения, восстановлением спроса населения, умеренными темпами инфляции и другими факторами), а с другой, - компенсационным эффектом после кризиса 1998 г. При этом рост носил преимущественно интенсивный характер, поскольку количество действующих малых предприятий практически не увеличивалось.

 

Специфические черты малого бизнеса России

В связи со специфическими российскими условиями МСП в России приобрели ряд особенностей, отличающих их от аналогичных предприятий в большинстве стран:

      совмещение в рамках одного предприятия нескольких направлений и видов деятельности;

      крайне редкое использование таких широко распространенных в зарубежных странах форм кооперации с крупным бизнесом, как субподряд, франчайзинг, лизинг и т.п.

Именно здесь есть большой потенциал применения зарубежного опыта;

      сочетание значительного инновационного потенциала собщим низким уровнем технической вооруженности и оснащенности;

      высокая профессиональная квалификация руководителеймалых предприятий, сочетающаяся с недостатком опытауправленческой и коммерческой деятельности в условияхрыночных отношений;

      высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке в условиях дезорганизации системыгосударственного управления, несмотря на отсутствие полной и достоверной информации о состоянии, динамике и конъюнктуре рынка;

      стремление МСП в своем функционировании выйти зарамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;

      сильное давление криминальных структур на деятельность МСП, не развитые навыки кооперации и сотрудничества внутри сектора.

Несмотря на все проблемы, с которыми малый бизнес сталкивается на всем протяжении своего становления, уже второе десятилетие он существует в России как полноправный субъект экономики.

Тем не менее, общий вклад российского малого бизнеса в обеспечение занятости населения, в формирование ВВП существенно ниже, чем в странах с рыночной экономикой. Серьезным недостатком остается неравномерность территориального размещения малого предпринимательства: почти треть малых предприятий РФ сосредоточена в Центральном районе. И это в то время, когда страны ЕС, например, именно стимулируя развитие малого предпринимательства в депрессивных, неблагополучных районах, стараются подтянуть эти регионы к общеевропейскому уровню. Аналогичные программы проводятся и в отдельных странах (Великобритания, Италия, Франция, ФРГ и т.д.).

Социальные проблемы развития среднего и малого предпринимательства

Большинство средних и малых предприятий еще не осознают до конца, что бизнес не может и не должен уходить от решения социальных проблем, а также то, что бизнесу становится выгодно участвовать в проектах, улучшающих условия жизни и быта работников и общества в целом. Предприниматели стремятся к расширению внутреннего рынка, росту конкурентоспособности своей продукции, использованию научно-технического прогресса. Без решения социальных проблем все это не достижимо. Однако эта заинтересованность пока не воплощается в полной мере в дела.

В России появились два крайних взгляда предпринимателей на решение социальных вопросов. Один из них, - чем меньше государства в социальной сфере, тем лучше. Дескать, каждый член общества должен заботиться сам о себе. Другой, - «наша хата с краю», т.е. пусть о социальной стороне жизни общества заботится государство.

Между тем жизнь властно требует объединения усилий. Для решения социальных проблем государству и бизнес-сообществу необходимо осознать взаимную социальную ответственность друг перед другом. При этом предпринимательство не должно быть отстранено от разработки законов, нормативных актов, которые имеют прямое к нему отношение.

Непонимание важности реализации социальной политики порождает множество социальных проблем МСП.

1. Коррумпированность. Для малого и среднего бизнеса взятки - накладная повинность, так как они много тратят на различные разрешения и лицензии, а их доходы сравнительно невелики. Конечно, в такой ситуации трудно говорить о развитии частной инициативы у граждан, о расширении малого и среднего бизнеса и вообще о том, что средний класс в лице владельцев своего дела - опора и надежда страны.

Однако у проблемы есть и оборотная сторона. Дело в том, что многих предпринимателей не смущает сложившаяся система коррупции, они предпочитают договариваться с органами правопорядка и с различными инспекциями, обретая в лице отдельных чиновников определенную «крышу». Так им легче избавится от проблем с криминальными структурами, обойти нелепые запреты, инструкции. Ведь многие из них приняты еще в советские времена, некоторые даже не в годы застоя, а чуть ли не в эпоху военного коммунизма. Вообще, в силу ментальности, отдельные бизнесмены, считают взятки делом нормальным и даже полезным. К тому же с помощью взяток можно прикрыть и собственную незаконную деятельность. «Лекарство» против коррупции только одно - это прозрачность бизнеса и неукоснительное соблюдение законодательства.

2. Отсутствие мотивации к предпринимательской деятельности. Причины отсутствия мотивации в среднем и малом бизнесе можно разделить на две группы:

а  объективные причины, обусловленные:

      состоянием внешней среды, в которой осуществляетсяпредпринимательская деятельность (высокие ставки кредита, высокие налоги, занятые доходные рыночные ниши, нестабильность экономической ситуации, вымогательство со стороны криминальных структур и пр.);

      стартовыми требованиями, предъявляемыми к предпринимательской деятельности (наличие капитала для начала собственного дела);

а субъективные причины, обусловленные социально-психологическими особенностями самого человека (собственным характером, отсутствием интереса к предпринимательству, предпринимательского опыта, специальных знаний ведения бизнеса). Причем сами причины субъективного характера можно разделить на две детерминированные группы:

      социально-психологические особенности личности. Ониявляются базовыми для мотивации к предпринимательской деятельности (интерес к предпринимательству и особенности характера). Их можно отнести к категории условно постоянных;

      недостаток знаний, умений, навыков в предпринимательстве. Эти причины могут быть устранены при помощи соответствующей системы обучения этому виду деятельности. Эти причины можно классифицировать как условно переменную составляющую мотивации к предпринимательской деятельности.

Лидирующая причина - отсутствие денег для начала собственного дела. Ее значимость закономерна на общем фоне социально-экономической ситуации в стране, характеризующейся относительно низким уровнем жизни населения.

Ориентация или отсутствие ориентации на предпринимательскую деятельность в первую очередь обусловлены субъективными факторами, свойствами самой личности. Объективные факторы создают благоприятные или неблагоприятные условия для формирования соответствующей мотивации человека.

Поэтому эффективное функционирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубатора, консалтинговых, обучающих структур и пр.) создаст благоприятные условия для вхождения в рынок мотивированной к предпринимательству части населения, которая ограничена в своих желаниях и возможностях недостатком соответствующих знаний и опыта.

3. Ментальная неготовность к предпринимательской деятельности, связанная с особенностями постсоветского менталитета у россиян среднего поколения с высоким уровнем образования, усвоивших на уровне подсознания мысль о том, что товарно-денежные отношения в условиях социализма вторичны по отношению к общественно полезной деятельности, а рынок - вообще плохое место. Большинство наших 40-60-летних сограждан (т.е. самого трудоспособного возраста) не умеют решать свои проблемы ни сообща, ни индивидуально и, тем самым, обрекают свою деятельность на уровень развития, ограниченный параметрами простого воспроизводства.

4. Временный характер многих предпринимательских проектов, когда малый бизнес организуется не ради будущего развития, а ради решения сиюминутных проблем потребительского назначения.

Таким образом, российские проблемы МСБ - это проблемы роста как самого бизнеса, так и экономики страны в рыночных условиях.

Пример:

Реализация областной целевой программы «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Калужской области на 2004-2006 годы» и эффективность использования финансовых средств за 2005 год.

В соответствии с исполнением мероприятий программы в полной мере решены следующие задачи:

1.Совершенствование нормативной правовой базы, способствующей созданию благоприятных условий для развития и устойчивой деятельности субъектов малого предпринимательства Калужской области.

2.Снижение административных барьеров и создание благоприятного климата во всех муниципальных образованиях для равномерного развития малого предпринимательства.

3.Освоение   новых   кредитно-инвестиционных  механизмов,обеспечивающих доступ субъектов малого предпринимательствак финансовым, производственным и информационным ресурсам.

4.Формирование и развитие инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства.

5.Информационная поддержка малого предпринимательства.

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектовмалого предпринимательства, включая содействие развитию туризма, торговых, научно-технических, производственных, информационных связей.

Реализация государственной политики поддержки малого предпринимательства в период действия программы позволило значительно ускорить его развитие.

По данным Калужского областного комитета государственной статистики в области в настоящее время действует 5,9 тыс. малых предприятий, на которых занято 60 240 чел., что составляет четвертую часть экономически активного населения (рис.6).

Ежегодно в области статус малого предприятия утрачивают около трехсот предприятий. Одновременно, более шестисот такой статус приобретают.

Распределение малых предприятий по отраслям экономики остается стабильным в течение последних пяти лет. Треть всех малых предприятий работают в торговле и общественном питании; значительна их доля в промышленности и строительстве -они составляли более 35% всех малых предприятий.

Долевое распределение малых предприятий по основным отраслям экономики от общего числа отражено в диаграмме (рис. 7).

В 2005 г. продолжилась тенденция к росту объема инвестиций в основной капитал малых предприятий как в целом по стране, так и в этом регионе. Данный показатель составил 1,6 млрд. руб.

Комплексный анализ состояния малого предпринимательства в Российской Федерации проводится по общероссийским показателям:

        число малых предприятий в расчете на 100 000 жителей;

        доля работников малых предприятий в общем количестве занятых в экономике;

        производительность труда на малых предприятиях (объемывыпущенных товаров и оказанных услуг в расчете на 1 жителяобласти);

        инвестиционная  активность малых предприятий (объемысредств, инвестированных в основной капитал в расчете на 1жителя области).

На основе данных, приводимых в исследованиях Рабочего центра экономических реформ при Правительстве Российской Федерации, Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Калужская область занимает постоянное место в группе областей с высоким уровнем развития малого предпринимательства. Среди субъектов Российской Федерации Калужская область входит в первую двадцатку по разным показателям, а среди областей центрального федерального округа занимает третье место (после г. Москвы и Московской области).

Рис.6. Данные о малых предприятиях Калужского областного комитета государственной статистики

Рис.7. Долевое распределение малых предприятий по основным отраслям экономики


Проблемы, вызванные несовершенством деловой этики в России Пути совершенствования деловой культуры в России ОТ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ К КОРПОРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Программы поддержки среднего и малого бизнеса Финансово-кредитные услуги для среднего и малого предпринимательства Корпоративная форма собственности Внешняя и внутренняя институциональная среда корпоративного сектора Внутрикорпоративные институциональные инструменты управления Социальный контекст корпорации СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ