Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЗАКОНОМЕРНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ СИСТЕМАМИ  
  Предприятие как социально-экономическая система  
  Подсистемы диагностирования предприятия (организации)  
  УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ (ОРГАНИЗАЦИЯМИ)  
  Воздействие внешних и внутренних факторов на предприятие  
  Противоречия между предприятием и внешней средой  
  Основы изменений подсистем предприятия  
  Стратегии изменений подсистем предприятия  
  Виды изменений предприятия (организации)  
  Этапы развития предприятия  
  Договорная среда деятельности предприятия  
  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА  
  Виды организационных процессов  
  ИНФРАСТРУКТУРА МЕНЕДЖМЕНТА  
  СОЦИОФАКТОРЫ И ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА  
  Проблемы, вызванные несовершенством деловой этики в России  
  Пути совершенствования деловой культуры в России  
  ОТ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ К КОРПОРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  
  Программы поддержки среднего и малого бизнеса  
  Финансово-кредитные услуги для среднего и малого предпринимательства  
  Содействие сотрудничеству мелких и крупных предприятий  
  Корпоративная форма собственности  
  Внешняя и внутренняя институциональная среда корпоративного сектора  
  Внутрикорпоративные институциональные инструменты управления  
  Социальный контекст корпорации  
  СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  
  МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ И РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ  
  Выбор модели проектирования работы  
  ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА  
  СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА  
  МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИЙ  
  Инновационный потенциал как основа устойчивого развития предприятия  
  Определение мотива и потребности  
  Формирование системы материального и морального стимулирования  
  Зарубежный опыт формирования внутрифирменного механизма мотивации труда  
  Экономические и социальные факторы формирования внутрифирменного механизма мотивации труда  
  РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА  
  Взаимоотношения государства и российского бизнеса  
  Government Relations-менеджмент  
  Индикативный план социально-экономического развития России  
  Система внутреннего контроля за деятельностью предприятия  
  Контроллинг-система управления  
  Стратегический контроллинг  
  Оперативный контроллинг  
  Практическое задание  
  ДИНАМИКА ГРУПП И ЛИДЕРСТВО В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА  
  Стратегии изменений в менеджменте  
  Эффективное адекватное лидерство в изменениях  
  УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ И УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОЙ  
  Социально-корпоративные технологии в механизме мотивации труда  
  РУКОВОДСТВО: ВЛАСТЬ И ПАРТНЕРСТВО  
  Социальное партнерство как способ распределения власти на предприятии  
  Цели социального партнерства в практике развитых стран  
  Элементы социального партнерства в российской практике  
  Исторический аспект возникновения и развития политики социального партнерства  
  Перерастание политики социального партнерства в систему социально-корпоративных технологий  
  Внешняя среда и социальная ответственность корпораций  
  Сущность и природа конфликта  
  Группы конфликтов  
  Положительные функции конфликта  
  Негативные функции конфликта  
  Практическое задание  
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

Инновационный потенциал как основа устойчивого развития предприятия

Научный интерес к проблеме оценки потенциала промышленного предприятия заставляет обратиться к анализу накопленного теоретического материала.

В конце 70-х - начале 80-х г.г. XX в. вышло много публикаций, содержащих различные аспекты понятия «потенциал». В большинстве работ отмечается важность изучения проблем оценки потенциала и указывается на существование значительных различий в определении самого понятия потенциала, его сущности, состава и соотношения с другими категориями.

В этимологическом значении термин «потенциал» происходит от латинского. В словаре иностранных слов Васюковой И.А. приводится толкование термина как мощь, сила150. В Большой Советской Энциклопедии термин «потенциал» определяется как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области».

В работах, посвященных исследованию теории потенциалов,    применяют    широкий    спектр    терминов:    народно-хозяйственный потенциал; экономический потенциал; оборонный потенциал; интеллектуальный потенциал; природно-ресурсный потенциал; научно-технический потенциал; кадровый потенциал; производственный потенциал; строительный потенциал; сельскохозяйственный потенциал; потенциал инфраструктуры; информационный потенциал; организационный потенциал; потенциал социального развития; потенциал производительных сил и производственных отношений и т.д. Анализ публикаций по проблеме оценки потенциала выявляет слабую ее проработку на уровне отдельной отрасли и, особенно, на уровне предприятия. В некоторых изданиях лишь констатируется тот факт, что вопросы оценки потенциала отдельных предприятий остались в стороне от внимания исследователей.

Оценка рыночного, производственного, экономического, финансового, кадрового потенциалов на текущий момент времени уже детально исследована и описана многими авторами в процессе анализа перехода России к рыночной экономике. Однако проблема эффективной оценки инновационного потенциала промышленного предприятия остается открытой.

Для решения подобной задачи первоначально следует конкретизировать в теоретическом обороте экономическую категорию «инновационный потенциал предприятия», а затем наполнить ее конкретным функциональным содержанием для практического применения.

Проведем сравнительный анализ понятия «инновационный потенциал предприятия» (ИПП), предложенного различными авторами.

Наиболее обобщенное понятие ИПП предлагает аспирантка Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета Ахметовой Н.Н., определяя ИПП как «совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инноваци-оннои деятельности».

Наиболее расширенное определение ИПП предлагают Сафонов Е.Н., Паламаренко Г.А., а также Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Кроме того, их подходы достаточно схожи. Так, Сафонов Е.Н., Паламаренко ГА. отмечают, что сильным в инновационном смысле считается предприятие, обладающее в полной мере научным и производственно-техническим потенциалом, включающим:

      квалифицированные научные кадры;

      материально-техническое обеспечение, которое существенно влияет на уровень научно-технических решений, а также сроки создания и освоения нововведений. Это - научный инструментарий, оборудование, приборы, а так же уровень его новизны в технологическом смысле, наличие опытно-экспериментальной базы;

      информационно-методическое обеспечение, отражающееопыт исследований и разработок, существующий научно-технический задел, а также степень информации о проводимых в данных областях разработках;

      организационное   обеспечение,   формирующее   направленность научно-технической деятельности, а также отвечающее за организацию ее связей с другими подразделениями предприятия..

Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. отмечают, что для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов:

      интеллектуальных   (технологическая  документация,   патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств,инновационная программа предприятия);

      материальных (опытно-приборная база, технологическоеоборудование, ресурс площадей);

      финансовых   (собственные,   заемные,   инвестиционные,федеральные, грантовые);

      кадровых (лидер-новатор; персонал, заинтересованный винновациях; партнерские и личные связи сотрудников сНИИ и вузами; опыт работников в проведении НИР и ОКРи в управлении проектами);

      инфраструктурных (собственные подразделения НИОКР,отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки);

      иных ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

Более детально к оценке ИПП подошли Косолапое О.В., Гиренко-Коцуба О.А. Их точка зрения заключается в том, что инновационный потенциал организации в общем виде включает предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм (организационную структуру и т.д.) для достижения поставленной цели в области наукоемких технологических процессов, новых видов продуктов или их модификации, а также новых услуг. Это - мера готовности организации выполнять поставленные инновационные задачи. Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, конкурентной среды, а также комплекс управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса (исследования - разработки - производство - распространение, т.е. использование на практике), но и вне его, в процессе приобретения патентов, лицензий, ноу-хау, полезных идей.

Количественно инновационный потенциал предлагается оценивать, используя систему базовых показателей:

      интеллектуальный потенциал,  определяемый  количеством  специалистов,  занятых инновационной деятельностью в общей численности трудящихся;

      научно-технический задел по инновациям (патенты, ноу-хау и т.д.);

      удельный вес нового оборудования и инструмента, новыхтехнологий в общем их количестве;

      наличие сервисных услуг, пользующихся платежеспособным спросом;

      удельный вес новых видов деятельности в общем объемевыполняемых работ.

Все выше обозначенные определения ИПП имеют один и тот же недостаток: за характеристики инновационного потенциала зачастую выдаются показатели, относящиеся к научно-техническому, производственно-технологическому, кадровому либо иным компонентам общего потенциала предприятия или организации.

В таких случаях собственно инновационный потенциал предприятия не вычленяется, не замеряется и, как следствие, целенаправленно не развивается. В итоге не достигается результата - повышения конкурентоспособности предприятия.

Как правильно отмечает Николаев А.И., между частями общего потенциала существуют более сложные диалектические связи.

Но бесспорно одно, инновационный потенциал определяет как бы завершающую часть производственного цикла и его реальные пропускные возможности, что существенно сказываются на конечном результате.

В узком смысле инновационный потенциал предприятия -это совокупность имеющихся у предприятия средств, возможностей для использования нововведений в производственной, финансовой, управленческой и коммерческой деятельности в соответствии с базовыми целями его развития.

В широком смысле под инновационным потенциалом следует понимать отношения, которые возникают на микроуровне между работниками по поводу достижения базовых целей предприятия, заложенных в стратегии его развития, при условии наличия инновационных возможностей, которые создаются за счет других компонентов потенциала.

Структура инновационного потенциала

Основу любого ИПП (его ядро) составляет интеллектуальный капитал предприятия, последовательно сформированный по мере реализации интеллектуального потенциала.

Структуру ИПП необходимо рассматривать в разрезе основных видов инноваций деятельности предприятия (рис.17).

Таким образом, отталкиваясь от выше приведенной классификации необходимо принимать решение о способности предприятия внедрять новшество. Оценка ИПП, как и анализ финансового состояния, должна стать важнейшей характеристикой надежности предприятия.

Квалифицированные экономисты, финансисты, бухгалтеры, аудиторы должны хорошо владеть не только современными методами экономических исследований, но и методикой комплексной оценки инновационного потенциала, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа полученных в результате оценки данных.

 
Рис. 17. Структура инновационного потенциала, необходимого для продуктовых инноваций, инноваций услуг, процессных и технологических инноваций
Рис.18. Структура инновационного потенциала, необходимого для изменения социальных отношений на предприятии (социальные или кадровые инновации)
Рис. 19. Структура инновационного потенциала, необходимого для разработки новых методов работы, используемых аппаратом управления (управленческие инновации)

Рис. 20. Структура инновационного потенциала, необходимого для создания новых

механизмов продвижения продукции на рынок, поиска новых рынков и сфер потребления продукции (услуг) (рыночные инновации)

Рис. 21. Структура инновационного потенциала, необходимого для приобретения инноваций (лицензий, ноу-хау, патентов и т.д.)

Основные направления повышения инновационной активности промышленных предприятий

Анализ состояния инновационной деятельности промышленных предприятий, проведенный в предыдущем параграфе, выявил необходимость разработки комплекса мероприятий по совершенствованию инновационного климата на уровне государства, а также на уровне самого предприятия.

Можно рекомендовать следующие направления оптимизации участия государства в создании благоприятного инновационного климата.

1. Совершенствование механизмов прямого государственного финансирования и поддержки инновационной инфраструктуры.

Совершенствование системы финансирования должно начинаться с реструктуризации системы приоритетов научно-технологического развития. В соответствии с новыми приоритетными направлениями необходима реорганизация системы формирования федеральных целевых программ, включая Федеральные целевые научно-технические программы (ФЦНТП), которые призваны обеспечить научный задел по приоритетным направлениям и научную базу остальных ФЦП отраслевого характера. При реализации выбранных программ отбор исполнителей проектов должен производиться на основе тендеров и финансироваться на контрактной основе. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития конкурентной среды. Оптимальным является паритетное финансирование с привлечением средств регионов и/или внебюджетных источников. Государство не должно брать на себя то, что могут финансировать сами промышленные предприятия, а только в отдельных случаях стимулировать развитие отраслей через программную поддержку исследований и разработок. В общем случае, через программы из средств государственного бюджета должны финансироваться только:

      социально значимые исследования и разработки (например, значительная часть медицинских НИОКР);

      разработка новых технологий, важных для государства вцелом, но не привлекательных сегодня для других субъектов рынка;

      работы по разработке и созданию общественно значимойинфраструктуры (создание сети инкубаторов малого бизнеса, инновационно-технологических центров);

      программы конкурсного финансирования отдельных коммерческих проектов с целью стимулирования развития малого высокотехнологичного бизнеса (как правило, на условиях софинансирования с частным бизнесом).

В целом поддержка создания инновационной инфраструктуры должна носить более целевой характер. В настоящее время создано множество структур, называющих себя инновационными, претендующих на государственное финансирование, - таких как технопарки, ИТЦ, инжиниринговые центры. Целесообразно сосредоточиться на дальнейшей поддержке тех видов инфраструктуры, которые показали наибольшую эффективность, а именно ИТЦ и ИПК. Формирование инфраструктуры может осуществляться за счет выделения на эти цели до 10% средств государственной инвестиционной программы. Помимо этого ключевым в создании инновационной инфраструктуры является участие регионов. Целесообразно рекомендовать региональным и местным органам власти установить норматив расходов на поддержку инновационной деятельности в объеме не менее 10% их бюджетов развития. Наконец, катализатором развития инфраструктуры должно стать более эффективное использование государственной собственности. Быструю отдачу можно получить путем передачи неиспользуемых производственных площадей и ресурсов для создания инновационно-технологических центров и инновационно-промышленных комплексов.

При поддержке инновационной инфраструктуры государственные средства следует направлять на конкретные проекты, а не в организации или в территории в целом (в случае наукоградов). Ситуация в наукоградах представляет собой отдельную проблему, которая должна решаться комплексно, как за счет прямого государственного финансирования приоритетных проектов, так и путем налогового регулирования.

2. Совершенствование нормативно-правового регулирования инновационной деятельности.

Одним из ключевых аспектов совершенствования действующего законодательства является разработка комплексной системы правовой охраны и реализации прав на объекты интеллектуальной собственности. Для упорядочения ситуации в этой сфере необходимо:

      внести ряд существенных   изменений   в   Патентный Закон Российской Федерации, касающихся служебных изобретений, расширения перечня мер и санкций за нарушение патента, секретных изобретений и зарубежного патентования, обжалования решений Патентного ведомстваи др.;

      сформировать систему специализированных патентныхсудов, в том числе третейских;

принять Закон «Об основах управления объектами интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, принадлежащими Российской Федерации». Государству целесообразно закрепить за собой исключительные  права только  на  результаты  научно-техническойдеятельности, связанные с интересами обороны и национальной безопасности, а также права на результаты научно-технической деятельности, относительно которых оно имеетнамерение самостоятельно довести разработки до промышленного применения и реализации готовой продукции.  Во всех иных случаях права на результаты должны быть отданы организациям-разработчикам новой техники, которые и будут напрямую взаимодействовать с инвесторами.

3.         Развитие информационного обеспечения инновационной деятельности и подготовка кадров для высокотехнологичной сферы.

Сегодня одним из важных аспектов государственного участия в высокотехнологичной сфере является информационная поддержка деятельности различных участников инновационной системы. Как показывает практика, поддержка создания баз данных и информационных служб в системе Интернет, получившая распространение несколько лет назад, малоэффективна. Более перспективным является частичное или полное финансирование участия фирм в разного рода международных выставках и ярмарках. Как правило, именно выставки способствуют установлению новых контактов, которые в будущем могут служить как источником создания новых разработок, так и основой для формирования рынков сбыта продукции.

Второе направление информационной поддержки, которое может осуществляться в переходный период, - участие государства в лице отдельных министерств и ведомств в деятельности по поиску партнеров для совместной разработки и коммерциализации технологий.

Примером успешной деятельности в этой области может служить совместная программа Министерства науки, промышленности и технологий и Американского Фонда гражданских исследований и развития по поиску партнеров для осуществления совместных разработок и последующей их коммерциализации (Partner Search). Участниками программы являются российские научно-технические и некоммерческие организации и американские промышленные компании.

В подобных программах важным аспектом является заранее согласованное и удовлетворяющее обе стороны распределение прав на интеллектуальную собственность.

Использование инфраструктуры, равно как и государственное финансирование инновационной деятельности будут малоэффективными в отсутствии квалифицированных кадров в высокотехнологичной сфере. А это, как показывают исследования, в свою очередь является важной и усложняющейся проблемой в данной области. Для ее нивелирования необходимо создать систему консультационных услуг для инновационно-активных предприятий, а также наладить сеть подготовки и переподготовки кадров, включая использование программ и технических средств дистанционного обучения. Система подготовки кадров должна быть гибкой, разнообразной и включать как университетское и послеуниверситетское обучение, так и краткосрочные курсы, семинары, круглые столы для повышения квалификации уже действующих менеджеров.

малоэффективна. Более перспективным является частичное или полное финансирование участия фирм в разного рода международных выставках и ярмарках. Как правило, именно выставки способствуют установлению новых контактов, которые в будущем могут служить как источником создания новых разработок, так и основой для формирования рынков сбыта продукции.

Второе направление информационной поддержки, которое может осуществляться в переходный период, - участие государства в лице отдельных министерств и ведомств в деятельности по поиску партнеров для совместной разработки и коммерциализации технологий.

Примером успешной деятельности в этой области может служить совместная программа Министерства науки, промышленности и технологий и Американского Фонда гражданских исследований и развития по поиску партнеров для осуществления совместных разработок и последующей их коммерциализации (Partner Search). Участниками программы являются российские научно-технические и некоммерческие организации и американские промышленные компании.

В подобных программах важным аспектом является заранее согласованное и удовлетворяющее обе стороны распределение прав на интеллектуальную собственность.

Использование инфраструктуры, равно как и государственное финансирование инновационной деятельности будут малоэффективными в отсутствии квалифицированных кадров в высокотехнологичной сфере. А это, как показывают исследования, в свою очередь является важной и усложняющейся проблемой в данной области. Для ее нивелирования необходимо создать систему консультационных услуг для инновационно-активных предприятий, а также наладить сеть подготовки и переподготовки кадров, включая использование программ и технических средств дистанционного обучения. Система подготовки кадров должна быть гибкой, разнообразной и включать как университетское и послеуниверситетское обучение, так и краткосрочные курсы, семинары, круглые столы для повышения квалификации уже действующих менеджеров.

GOOD-WILL - это составная часть нематериальных активов предприятия, включаемая оценщиками в совокупную стоимость предприятия.

К понятию Good-will относятся добропорядочная история фирмы; ее деловой имидж; связи во внешней среде; брэнды, ассоциируемые с названием самой компании; ее общественное признание; престижность работы в ней и т.д.

Это направление развития социально-корпоративных технологий прочно увязывает общественное сознание (как и сознание наемного работника данной фирмы) с благоприятным представлением о деятельности самой компании по всем направлениям.

СКТ формируют и закрепляют благоприятный образ фирмы в глазах (умах) населения (общества) широкой рекламой своей позитивной деятельности, открытостью, сглаживанием противоречий между внутренней (как правило, благоприятной) и внешней (агрессивной) средой.

Причем, сами работники, а не только собственники или топ-менеджеры заинтересованы в действенном формировании доброго имени фирмы. Отсюда искреннее стремление и готовность к участию в подобного рода «общественной» работе (помощь детям, пенсионерам, инвалидам, участие в спонсорских акциях и, наконец, формирование специальных «фирменных» фондов, средства которых направляются на создание общественных благ).

Последнее (по месту, но не по важности) направление развития СКТ - это «корпоративное гражданство». Оно представляется весьма перспективным, особенно в России, где люди проводят на работе большую и, очень часто, лучшую часть жизни.

СКТ здесь направлены на идентификацию себя со своей фирмой, но только этим дело не ограничивается: «граждане» корпорации (а самые крупные и наиболее устойчивые из них - нефтяные, газовые, энергетические, транспортные, коммуникационные) одновременно являются и гражданами той территории, на которой разворачивает свою деятельность компания. Отсюда объективно вытекающая необходимость более широкой идентификации с с


МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ И РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ Выбор модели проектирования работы ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИЙ Определение мотива и потребности Формирование системы материального и морального стимулирования Зарубежный опыт формирования внутрифирменного механизма мотивации труда Экономические и социальные факторы формирования внутрифирменного механизма мотивации труда РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА