Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЗАКОНОМЕРНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ СИСТЕМАМИ  
  Предприятие как социально-экономическая система  
  Подсистемы диагностирования предприятия (организации)  
  УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ (ОРГАНИЗАЦИЯМИ)  
  Воздействие внешних и внутренних факторов на предприятие  
  Противоречия между предприятием и внешней средой  
  Основы изменений подсистем предприятия  
  Стратегии изменений подсистем предприятия  
  Виды изменений предприятия (организации)  
  Этапы развития предприятия  
  Договорная среда деятельности предприятия  
  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА  
  Виды организационных процессов  
  ИНФРАСТРУКТУРА МЕНЕДЖМЕНТА  
  СОЦИОФАКТОРЫ И ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА  
  Проблемы, вызванные несовершенством деловой этики в России  
  Пути совершенствования деловой культуры в России  
  ОТ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ К КОРПОРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  
  Программы поддержки среднего и малого бизнеса  
  Финансово-кредитные услуги для среднего и малого предпринимательства  
  Содействие сотрудничеству мелких и крупных предприятий  
  Корпоративная форма собственности  
  Внешняя и внутренняя институциональная среда корпоративного сектора  
  Внутрикорпоративные институциональные инструменты управления  
  Социальный контекст корпорации  
  СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  
  МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ И РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ  
  Выбор модели проектирования работы  
  ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА  
  СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА  
  МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИЙ  
  Инновационный потенциал как основа устойчивого развития предприятия  
  Определение мотива и потребности  
  Формирование системы материального и морального стимулирования  
  Зарубежный опыт формирования внутрифирменного механизма мотивации труда  
  Экономические и социальные факторы формирования внутрифирменного механизма мотивации труда  
  РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА  
  Взаимоотношения государства и российского бизнеса  
  Government Relations-менеджмент  
  Индикативный план социально-экономического развития России  
  Система внутреннего контроля за деятельностью предприятия  
  Контроллинг-система управления  
  Стратегический контроллинг  
  Оперативный контроллинг  
  Практическое задание  
  ДИНАМИКА ГРУПП И ЛИДЕРСТВО В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА  
  Стратегии изменений в менеджменте  
  Эффективное адекватное лидерство в изменениях  
  УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ И УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОЙ  
  Социально-корпоративные технологии в механизме мотивации труда  
  РУКОВОДСТВО: ВЛАСТЬ И ПАРТНЕРСТВО  
  Социальное партнерство как способ распределения власти на предприятии  
  Цели социального партнерства в практике развитых стран  
  Элементы социального партнерства в российской практике  
  Исторический аспект возникновения и развития политики социального партнерства  
  Перерастание политики социального партнерства в систему социально-корпоративных технологий  
  Внешняя среда и социальная ответственность корпораций  
  Сущность и природа конфликта  
  Группы конфликтов  
  Положительные функции конфликта  
  Негативные функции конфликта  
  Практическое задание  
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

Исторический аспект возникновения и развития политики социального партнерства

В развитии социального партнерства прослеживается определенная историческая тенденция. Объективные и субъективные предпосылки для его возникновения зародились в конце XIX века, когда прочно вошли в жизнь профессиональные и предпринимательские союзы, а государство вынуждено было стать арбитром в конфликтах между трудом и капиталом. Но само партнерство, порой и под другими названиями, утвердилось идеологически и практически, прежде всего, под влиянием катастрофических социальных потрясений: экономических кризисов и депрессий, мировых войн, обострения классовой борьбы.

Теория социального партнерства - теория «классового сотрудничества» получила широкое распространение после Второй мировой войны 1939-1945 гг. в ФРГ, Австрии, Швеции, Бельгии, Франции, Великобритании. В 60-70 гг. XX в. это была официальная доктрина буржуазных и социал-демократических правительств большинства капиталистических стран.

Идеи «классового сотрудничества» были выдвинуты в трудах основоположника буржуазного реформизма Дж. С. Милля и вульгарных буржуазных экономистов Ж. Сея, Ф. Бастио и др.

Проповедь «социальной гармонии» классовых интересов основывалась на теории факторов производства, согласно которой в сознании стоимости, общественного богатства в равной мере участвуют труд и капитал. Между тем примечательно в связи с этим замечание К. Маркса: «Утверждение, что интересы капитала и интересы труда одни и те же, на деле означает лишь следующее: капитал и наемный труд -это две стороны одного и того же отношения. Одна сторона обусловливает другую, как взаимно обусловливают друг друга ростовщик и мот. Пока наемный рабочий остается наемным рабочим, судьба его зависит от капитала. Это и есть пресловутая общность интересов рабочего и капиталиста».

Слова К. Маркса о зависимости судьбы наемного рабочего от капитала сохраняют свою актуальность до сих пор, но приобретают новый смысл: владение наемным работником собственностью на средства производства в форме интеллектуального капитала делает его экономически независимым от работодателя и является основой перерастания социального партнерства в социально-корпоративные технологии. Именно последние позволяют работодателю удержать такого работника и управлять им на условиях найма, получая от него максимальную отдачу.

Дальнейшее развитие идея сотрудничества-труда и капитала получила в трудах Э. Бернштейна.   

Теоретическая основа «социального диалога» между классами получила дальнейшее развитие в доктрине «индустриального общества», выдвинутой буржуазными идеологами в 50-е годы - Р. Ароном, Дж. Гэлбрейтом, Д. Перру, Р. Дарендорфом, согласно которой в условиях научно-технической революции капитализм уступает место «индустриальному обществу», «смешанной экономике», а рабочий класс превращается в силу, заинтересованную в укреплении существующего общественного строя.

Социальное партнерство как теория стало важнейшей составной частью западно-германского неолиберализма - теории «социального рыночного хозяйства», одним из создателей которой был министр экономики, а впоследствии Канцлер ФРГ Л. Эрхард. В книге «Благосостояние для всех», изданной в 1957 г, Эрхард рассматривал политику «социального партнерства» как важное условие успешного экономического развития ФРГ. Он исходил из того, что частные, групповые интересы наемных работников, с одной стороны, и работодателей - с другой, необходимо согласовывать ради достижения интереса высшего порядка - «блага общества». Эрхард призывал рабочих и предпринимателей к «социальной ответственности», рекомендуя им не злоупотреблять силой в рамках «тарифной автономии» (так в ФРГ называется процедура заключения коллективных договоров) и разрешать конфликты мирным путем.

Практически эти рекомендации выражены в политике так называемых «согласованных акций», когда при непосредственном участии и под руководством министра экономики ФРГ представители организаций предпринимателей и лидеры профсоюзов принимали решения по вопросам экономической политики страны. Главный тезис Эрхарда: от роста производства должны выигрывать все - и наемные работники, и работодатели - стал основой возникновения объективной необходимости развития социального партнерства как механизма увязки противоположных интересов социальных групп и общества в целом посредством переговоров.

Для России такие подходы стали актуальными в связи с отказом от государственно-директивных методов управления общественными отношениями в пользу рыночных методов, свойственных демократическим преобразованиям.

 


Социально-корпоративные технологии в механизме мотивации труда РУКОВОДСТВО: ВЛАСТЬ И ПАРТНЕРСТВО Социальное партнерство как способ распределения власти на предприятии Цели социального партнерства в практике развитых стран Элементы социального партнерства в российской практике Перерастание политики социального партнерства в систему социально-корпоративных технологий Внешняя среда и социальная ответственность корпораций Сущность и природа конфликта Группы конфликтов Положительные функции конфликта