Рис. 1.1. Процесс управления с позиций общей теории
исследование соотношения внешних и внутренних условий для управляемой системы и цели функционирования управляемой системы;
анализ влияния внешних и внутренних условий для управляемой системы на цели ее функционирования;
планирование управляющих воздействий субъекта управления на объект управления;
организация управляющих воздействий субъекта управления на объект управления;
регулирование хода реализации управляющих воздействий на объект управления;
контроль результатов реализации управляющих воздействий на объект управления с точки зрения приближения к поставленной цели;
корректировка управляющих воздействий при расхождении между планами результатами управления с позиций движения поставленной цели. При этом корректировка управляющих воздействий может быть связана и с недостаточной эффективностью выработанного управляющего воздействия и с недостатками планирования управляющего воздействия, с недостатками реализации управляющего воздействия, с изменением внутренних и внешних условий функционирования системы. Если в ходе управления изменения процессов носят достаточно серьезный или даже необратимый характер, то цели управления могут быть также скорректированы или принципиально изменены.
Объекты управления (управляемые системы) обычно снабжены «рулями». С их помощью субъекты управления регулируют движение объекта управления по направлению к цели. Математически поведение объекта управления описывается некоторыми уравнениями, куда входят и управляющие параметры, характеризующие положение «рулей». Естественно, возникает вопрос об отыскании наилучшего (оптимального) в том или ином смысле управления движением. Например, речь может идти о достижении цели движения за минимальное время. Этот вопрос является задачей вариационного исчисления. В отличие от классических вариационных задач, где управляющие параметры меняются в некоторой открытой области (без границы), теоретические основы управления охватывают и тот случай, когда управляющие параметры могут принимать граничные значения. Последнее обстоятельство особенно существенно с прикладной точки зрения, поскольку при управлении объектом именно положение «руля» «на упоре» часто обеспечивает оптимальное управление.