Содержание внутрифирменного планирования состоит обоснованном определении основных направлений и пропорт.^ развития производства с учетом материальных источников ег обеспечения и спроса рынка и проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в устэ новленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Алгоритм процесса планирования представлен на рис. 10.1.
В зависимости от содержания, целей и задач выделяют следующие формы планирования и виды планов.
Формы планирования различаются в зависимости от направленности, характера решаемых задач и планового периода:
♦ перспективное (стратегическое) — определение главныхцелей деятельности, новых возможностей фирмы, ориентировочных значений конечных результатов, средств, способов иресурсов для их достижения обычно на 10—15 лет;
♦ среднесрочное (оперативное) — формулирование основных задач производственного, сбытового, финансового, кадрового, ресурсного, снабженческого характера обычно на 5-летний период;
♦ текущее (тактическое) — детальная разработка (обычно сроком на один год) оперативных планов (в частности, программ маркетинга, планов научных исследований, производственных планов, планов материально-технического снабжения)*развиваемых в календарных планах (месячных, квартальныйполугодовых).
Виды планов:
1) в зависимости от содержания хозяйственной деятельности — планы НИОКР, производства, сбыта, материально-тенического снабжения, финансовый план;
в зависимости от организационной структурыпланы производственного отделения; планы дочерней
Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства, квалификацией специалистов функциональных подразделений, наличием информационной базы, обеспеченностью вычислительной и оргтехники.
Планирование включает в себя определение:
♦ конечных и промежуточных целей;
♦ задач, решение которых необходимо для достижения целей;
♦ средств и способов их решения;
♦ требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.
В зависимости от направленности и характера решаемых ЭаДач различают три вида планирования:
1) регулярное (систематическое), включая стратегически(перспективное), среднесрочное и тактическое (текущее, бюлжетное);
2) целевые комплексные программы;
3) бизнес-планирование по отдельным проектам.
|