Вторую группу теорий мотивации условно именуют тер ями «поля». В них определяется, каким образом среда обитани и организационная культура предприятия («поле») стимулирУ' ют трудовую деятельность работника и формируют его мотива ционную сферу, т. е. в теориях «поля» изучается сегмент «стимул —- цель».
Известна «теория X», согласно которой большинство людей ненавидят работу (табл. 12.1). Однако профессор Мичиганс-0 университета Д. Мак-Грегор в своей концепции социальных пцессов формирования потребностей и на их основе мотивов к функции среды обитания, именуемой «теорией У», опро-рГ теорию «X». Д. Мак-Грегор утверждал, что для больший-а людей работать так же естественно, как и отдыхать. Потому не следует угрозами и принуждением заставлять людей паботать. Наоборот, нужно создать атмосферу, благоприятствующую проявлению человеком своих лучших качеств, включая т0 что называют преданностью целям организации. Преданность и заинтересованность будут проявляться в той степени, в которой работник увидит в реализации общих целей способ удовлетворить свои потребности высшего порядка. Эта теория получила свое развитие в разработанной профессором Калифорнийского университета В. Оучи «теории Z». В ней на основе изучения японского опыта мотивации персонала рекомендуется создать ситуацию отождествления работником себя с нанявшей I его фирмой. Дальнейшее развитие эти теории получили в концепции организационного роста Литвина—Стрингера, разработанной на основе теории Мак-Клеланда. Здесь под «полем» понимается организационная культура, социальная среда обитания индивида, складывающаяся из множества взаимосвязанных факторов и формирующая его отношение к работе, людям, потреблению, творчеству, карьере и т.д.
При этом утверждается, что, изменяя параметры «поля», можно оказывать глубокое формирующее воздействие на личность работника и его мотивационную сферу.
Работа на предприятии с высокой организационной культурой сама по себе является мощным мотивом для человека, удовлетворяющим его потребности в уважении, признании, причастности, успехе, творчестве и сотрудничестве. Человек стремится к самосовершенствованию и самовыражению как к одним Из наиболее сильных мотивов его деятельности.
|