Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Вводные понятия теории управления  
  Общая характеристика системы как объекта управления  
  Процесс развития общей теории управления  
  Базовые понятия и определения системы как объекта управления  
  Реализация процесса управления  
  Обратная связь в системах управления  
  Основы теории управления в части принятия решений  
  Автоматизированные и автоматические системы управления  
  Основные принципы управления различными системами  
  Сущность, задачи и закономерности управления различными системами  
  Специфические свойства систем управления  
  Суть управленческой деятельности в организации  
  «Краеугольные камни» бизнеса  
  Составляющие успеха в бизнесе  
  Основные принципы реализации подхода к управлению  
  Современные научные подходы к менеджменту  
  Выработка целей и стратегии развития организации  
  Выработка стратегии деятельности организации  
  Сущность менеджмента  
  Экономический механизм менеджмента  
  Содержание понятия «менеджмент»  
  Менеджмент как наука и практика управления  
  Менеджмент как организация управления фирмой  
  Менеджмент как процесс принятия управленческих решений  
  Цели и задачи менеджмента  
  Характерные черты и стадии менеджмента  
  Исследование внутренней среды организации  
  Цепи организации  
  Структура организации  
  Задачи организации  
  Технология деятельности организации  
  Люди как фактор внутренней среды организации  
  Исследование внешней среды организации  
  Общая характеристика внешней среды  
  Характеристика среды прямого воздействия  
  Характеристика среды косвенного воздействия  
  Научно-технический прогресс, технология.  
  Экономика и политика.  
  Факторы социально-культурного характера.  
  Факторы международной деятельности.  
  Вопросы для контроля  
  Социофакторы и этика менеджмента  
  Этические нормы древности в учении Конфуция  
  Исторические традиции этики менеджмента в России  
  Некоторые нравственные эталоны и образцы поведения в менеджменте  
  Место и роль интеграционных процессов в менеджменте  
  Источники интеграции управления  
  Характеристики интеграции менеджмента организации  
  Макроэкономический анализ тенденций интеграционных процессов в менеджменте  
  Особенности интеграционных процессов менеджмента в России на примере промышленности обрабатывающих отраслей  
  Мировые тенденции интеграционных процессов в менеджменте  
  Методология моделирования ситуаций и разработки управленческих решений  
  Процесс принятия управленческих решений  
  Методы принятия управленческих решений  
  Характеристика традиционных способы обработки информации и принятия решений  
  Характеристика способов принятия решений на основе стохастического факторного анализа  
  Характеристика способов принятия решений на основе оптимизации показателей  
  Характеристика методов принятия решений на основе способов, связанных с управлением персоналом  
  Вопросы для контроля  
  Содержание функций управления  
  Изменение назначения основных функций управления  
  Маркетинг как функция управления  
  Принципы маркетинга  
  Маркетинг как специфическая функция с  
  Технология маркетинговой деятельности  
  Маркетинг как предплановая деятельность производственного отделения  
  Вопросы для контроля  
  Стратегические и тактические планы в системе менеджмента  
  Содержание и задачи внутрифирменного планирования. Виды планов  
  Перспективное внутрифирменное планирование  
  Основы эффективности и результативности планирования  
  Основные принципы планирования  
  Элементы функции «планирование» и ресурсные ограничения  
  Вопросы для контроля  
  Содержание функции организации  
  Стадии жизненного цикла деятельности фирмы  
  Порядок организации фирмы  
  Классификация объектов исследования в менеджменте  
  Изменения в организационных структурах управления фирмами на современном этапе  
  Важнейшие уровни аппарата управления  
  Высшее руководство фирмы и его функции  
  Природа механизма мотивации деятельности человека  
  Содержательные теории мотивации  
  Физиологические потребности  
  Мотивацнонные теории «поля»  
  Процессуальные теории мотивации  
  Регулирование и контроль в системе менеджмента  
  Финансовый менеджмент. Содержание, цели и функции  
  Анализ финансовой отчетности предприятия  
  Вопросы дня контроля  
  Динамика групп и лидерство в системе менеджмента  
  Сложившиеся воззрения на понятие «лидерство»  
  Требования к человеку, стремящемуся стать лидером  
  Вопросы дня контроля  
  Понятие группы  
  Причины объединения людей в группы  
  Стадии развития группы  
  Внешние условия, определяющие эффективность работы человека и группы  
  Возможности членов группы  
  Структура группы и характеристика ее компонентов  
  Руководство, власть и личное влияние  
  Стили деятельности руководителя  
  Вопросы для контроля  
  Основные требования, предъявляемые к менеджеру  
  Уровни управления в организации  
  Роли менеджера в организации  
  Межличностные роли  
  Предприниматель  
  Модели личности руководителя. Особенности личностных качеств руководителя  
  Организаторские способностигруководителя  
  Имидж руководителя  
  Конфликтность в менеджменте  
  Факторы эффективности менеджмента  
  Связь информационных технологий и новых форм организации деятельности предприятий  
  Информационные процессы в управаении  
  Информационные потоки в управлении  
  Принятие управаенческих решений  
  Методология основы создания ИС и ИТ в управлении организацией  
  Методология информационного обеспечения ИТ и ИС в управлении организацией  
  Методология технического и программного обеспечения ИТ и ИС в управлении организацией  
  Развитие информационных технологий в системах управления  
  Основные понятия коммуникации  
  Элементы и этапы процесса коммуникации  
  Коммуникационные сети  
  Основные проблемы межличностных коммуникаций  
  Организационные коммуникации  
  Природа управления и исторические тенденции  
  Условия и факторы возникновения и развития менеджмента  
  Этапы и школы в истории менеджмента  
  Разделение труда  
  Системный подход к управлению  
  Концепция управления с позиций науки о поведении (культуры управления)  
  концепция управления по целям  
  Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский  
  Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента  
  Модель Ховстида  
  История развития менеджмента в России  
  Перспективы участия России в мировых макроэкономических процессах  
  Перспективы менеджмента: возможное и вероятное  
  дефицит энергетического продукта  
  Информационные технологии  
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

Общая характеристика понятий «лидер» и «руководитель»

В науке существует много понятий для определения человека, занимающего руководящий пост, но наиболее признанными являются два — лидер и руководитель. Лидер — это неформальное положение «звезды» в коллективе. Умение влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувстве симпатии или антипатии, принятия или непринятия и т.д., соответствует характеристике лидера. Роль руководителя определена организацией, кругом функций. Лидер возникает стихийно, его нет в штатах организации.

Для лидера важно уметь вести за собой людей и брать ответственность на себя. Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, вместе с тем он тоже может прибегать к санкциям неформального характера.

Лидер — это человек, за которым другие члены сообщества признают право брать на себя наиболее ответственные решения. Лидер — наиболее значимое лицо в определенной группе людей. Им может быть человек, обладающий определенным набором личностных качеств.

Руководитель — это официальное признание профессиональных и организаторских заслуг человека. К руководителю Всегда предъявляются особые требования — исполнитель воли вЬ1шестоящих органов. Руководитель коллектива назначается извне, высшим руководством, получает властные полномочия, йМеет право применения санкций.

Руководитель — это человек, которого назначают решетя определенных задач, это специалист-профессионал. Сравним функции, которые выполняют неформальные лидеры и Инициальные руководители в коллективах (табл. 14.1).

Таблица 14.1

Сравнение функций, выполняемых неформальными лидерами

и официальными руководителями в коллективах

 

Неформальный лидер

Официальный руководитель

Осуществляет межличностные отношения

Осуществляет официальные отношния

Определяется стихийно

Назначается или избирается

Выдвигается в зависимости от настроения

Имеет стабильное положение

Не имеет системы санкций

Имеет определенную систему санкций

Сфера действий - любое сообщество

Сфера действий определена рамками законов, инструкций, постановлений

 

Помимо выявленных различий между ними существует и общее. Это:

1)  руководство и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими, только работают они в системе формальных и неформальных отношений;

2)  оба реализуют процессы социального влияния в группеили коллективе, но влияние идет по официальным и неофициальным каналам;

3)  обоим присуща субординация отношений. В руководствесубординация отношений выступает достаточно отчетливо изакреплена в должностных инструкциях. В лидерстве субординация менее заметна и никак не закреплена. Поэтому нередколидерство способно переходить в руководство, а руководительстановится лидером.

Человеческий фактор играет все большую роль в управлении, что требует от руководителей любого уровня знания психологии. Современная психология органически входит в методы управления, показывает разнообразные психологические подходы к жизни организаций и управлению ими. От руководител сегодня требуется умение находить оптимальные методы эСР фективного управления. Необходимо помочь руководителю с мостоятельно найти наиболее важные для него знания, Р шить вопросы, связанные с психологией управления.

В работе руководителя много привлекательных сторон: о ^ предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и ув-екательной. Менеджеру приходится часто решать сложней-ме задачи в условиях критических ситуаций и неопределенны* перспектив.

Б прошлом на должность менеджеров старались подбирать -юдей с ярко выраженными диктаторскими формами управления, поскольку рабочие считались в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение.

В этих условиях формула действий была такой: «Бизнес еСТЬ бизнес, работай не рассуждая».

С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труДУ- а поощрять, изменились и требования к управляющим. Главным их достоинством стала считаться способность играть роль главы семьи, по отечески относящегося к подчиненным, действующего по формуле «Твердость, но справедливость».

Все это, безусловно, помогло снять многие проблемы и прежде всего антагонизм между рабочими и менеджерами.

Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто ужиться с людьми было недостаточно. Взаимодействие нужно было обеспечить надежной материальной базой, которую создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребовало от менеджера еще и маклерских способностей.

Таким образом, в организации выделяются личности формально (руководитель) и неформально (лидер) влияющие на Других людей. В интересах бизнеса организации сочетать эти Качества в одном лице официального руководителя.

Рассмотрим подробнее особенности личностных качеств Руководителя.

В научной литературе довольно часто смешиваются личностные особенности и качества личности руководителей. Довольно часто личностными особенностями считают склонность к лидерству, умение выстраивать отношения в малой группе, с°Циальную смелость, независимость, эмоциональную стабильность, уравновешенность, высокий самоконтроль, стрессоустой-Чйвость, доброжелательность, чувствительность, интуитивность s° взаимоотношениях с людьми, готовность к формированию °вых групп к сотрудничеству.

Помимо этих особенностей выделяют социально-пов^л ческие — готовность активно действовать в сложных vr-nr,

В науке существует много понятий для определения человека, занимающего руководящий пост, но наиболее признанными являются два — лидер и руководитель. Лидер — это неформальное положение «звезды» в коллективе. Умение влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувстве симпатии или антипатии, принятия или непринятия и т.д., соответствует характеристике лидера. Роль руководителя определена организацией, кругом функций. Лидер возникает стихийно, его нет в штатах организации.

Для лидера важно уметь вести за собой людей и брать ответственность на себя. Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, вместе с тем он тоже может прибегать к санкциям неформального характера.

Лидер — это человек, за которым другие члены сообщества признают право брать на себя наиболее ответственные решения. Лидер — наиболее значимое лицо в определенной группе людей. Им может быть человек, обладающий определенным набором личностных качеств.

Руководитель — это официальное признание профессиональных и организаторских заслуг человека. К руководителю Всегда предъявляются особые требования — исполнитель воли вЬ1шестоящих органов. Руководитель коллектива назначается извне, высшим руководством, получает властные полномочия, йМеет право применения санкций.

Руководитель — это человек, которого назначают решетя определенных задач, это специалист-профессионал. Сравним функции, которые выполняют неформальные лидеры и Инициальные руководители в коллективах (табл. 14.1).

Таблица 14.1

Сравнение функций, выполняемых неформальными лидерами

и официальными руководителями в коллективах

 

Неформальный лидер

Официальный руководитель

Осуществляет межличностные отношения

Осуществляет официальные отношния

Определяется стихийно

Назначается или избирается

Выдвигается в зависимости от настроения

Имеет стабильное положение

Не имеет системы санкций

Имеет определенную систему санкций

Сфера действий - любое сообщество

Сфера действий определена рамками законов, инструкций, постановлений

 

Помимо выявленных различий между ними существует и общее. Это:

1)  руководство и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими, только работают они в системе формальных и неформальных отношений;

2)  оба реализуют процессы социального влияния в группеили коллективе, но влияние идет по официальным и неофициальным каналам;

3)  обоим присуща субординация отношений. В руководствесубординация отношений выступает достаточно отчетливо изакреплена в должностных инструкциях. В лидерстве субординация менее заметна и никак не закреплена. Поэтому нередколидерство способно переходить в руководство, а руководительстановится лидером.

Человеческий фактор играет все большую роль в управлении, что требует от руководителей любого уровня знания психологии. Современная психология органически входит в методы управления, показывает разнообразные психологические подходы к жизни организаций и управлению ими. От руководител сегодня требуется умение находить оптимальные методы эСР фективного управления. Необходимо помочь руководителю с мостоятельно найти наиболее важные для него знания, Р шить вопросы, связанные с психологией управления.

В работе руководителя много привлекательных сторон: о ^ предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и ув-екательной. Менеджеру приходится часто решать сложней-ме задачи в условиях критических ситуаций и неопределенны* перспектив.

Б прошлом на должность менеджеров старались подбирать -юдей с ярко выраженными диктаторскими формами управления, поскольку рабочие считались в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение.

В этих условиях формула действий была такой: «Бизнес еСТЬ бизнес, работай не рассуждая».

С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труДУ- а поощрять, изменились и требования к управляющим. Главным их достоинством стала считаться способность играть роль главы семьи, по отечески относящегося к подчиненным, действующего по формуле «Твердость, но справедливость».

Все это, безусловно, помогло снять многие проблемы и прежде всего антагонизм между рабочими и менеджерами.

Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто ужиться с людьми было недостаточно. Взаимодействие нужно было обеспечить надежной материальной базой, которую создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребовало от менеджера еще и маклерских способностей.

Таким образом, в организации выделяются личности формально (руководитель) и неформально (лидер) влияющие на Других людей. В интересах бизнеса организации сочетать эти Качества в одном лице официального руководителя.

Рассмотрим подробнее особенности личностных качеств Руководителя.

В научной литературе довольно часто смешиваются личностные особенности и качества личности руководителей. Довольно часто личностными особенностями считают склонность к лидерству, умение выстраивать отношения в малой группе, с°Циальную смелость, независимость, эмоциональную стабильность, уравновешенность, высокий самоконтроль, стрессоустой-Чйвость, доброжелательность, чувствительность, интуитивность s° взаимоотношениях с людьми, готовность к формированию °вых групп к сотрудничеству.

Помимо этих особенностей выделяют социально-пов^л ческие — готовность активно действовать в сложных vr-nr, ях, умение находить адекватные способы решения проб^ем ладить с людьми, умение избегать проявления негативного ношения к ним.

Авторами выделены такие критерии групповой оценки дич ности: продуктивность и авторитарность в коллективе, criocof ность к административно-организаторской и интеллектуально ор


Консультации о поступлении Финансовый менеджмент. Содержание, цели и функции Анализ финансовой отчетности предприятия Вопросы дня контроля Динамика групп и лидерство в системе менеджмента Сложившиеся воззрения на понятие «лидерство» Требования к человеку, стремящемуся стать лидером Вопросы дня контроля Понятие группы Причины объединения людей в группы