В течение сравнительно короткого срока сеть Интернет проделала большой путь от отдельных линий связи для обмена информацией между научными институтами США и Европы, работающими над совместными проектами (преимущественно военного назначения), до глобальной информационной среды.
Электронная коммерция в виде продаж товаров и услуг с использованием доступа по сети широко представлена не только благодаря высоким темпам технического прогресса, но и ввиду подготовленности населения к подобному виду сервиса. В настоящее время фирмами широко используется частичная, или полная, передача выполнения отдельных бизнес-функции и даже частей бизнес-процесса сторонним лицам и(или) организациям. Это явление получило название аутсорсинг (аутсорсинг — outsourcing (англ.) — процесс получения чего-либо из внешних источников).
Рассмотрим структуру организации, которая является подрядчиком для аутсорсинговых компаний. Новый подход в организации работы предприятия с разделением полномочий между его подразделениями получил название динамической сетевой организации, или организации с модельной структурой. Сетевая структура означает распределение основных функций между отдельными подразделениями и организациями. Координация действий осуществляется небольшим центральным офисом, или брокером. Главное отличие такой структуры в том, что основные операции такие, как производство, разработка новой продукции, сервис, бухгалтерский учет, не собраны под одной крышей, а выполняются отдельными организациями (подразделениями) по контракту или по какой-либо другой договоренности. Связь центрального офиса с данными организациями (подразделениями) осуществляется, как правило, с использованием электронных средств и глобальной сети передачи данных. Революционность такого подхода к созданию бизнес-организации состоит в том, что полагаясь на привычные определения и понятия, трудно представить, что из себя представляет и где именно находится подобная организация.
Сетевая, или модульная, структура дает множество преимуществ. В первую очередь — это возможность сконцентрировать усилия персонала на решении нескольких основных задач, заказывая выполнение других функций таких, как доставка, бухгалтерский учет, а также производство, специалистам вне компании. С другой стороны, такая структура повышает долю риска для бизнеса, поскольку внутренняя структура международной компании должна соответствовать нескольким наборам параметров внешней среды, формирующим различные культуры, внутри которых находятся клиенты компании, а также поставщики продукции и различного сервиса, что наиболее важно для аутсорсинга.
|