Одна из характерных преград такого рода возникает по причине конфликта между сферами компетенции, основами суждений отправителя и получателя.
Семантические вариации, связанные со способами использования слов и значений, передаваемых словами, часто становятся причиной неверного понимания, поскольку во многих случаях точное значение, приписываемое символу отправителем, не очевидно. Таким образом, для эффективного обмена информацией необходимо добиться согласованного понимания значений используемых слов.
В невербальных (несловесных) коммуникациях используют любые символы кроме слов. Часто невербальная информация передается совместно со словесной. Выражение лица, жестикуляция, позы, интонации могут либо усиливать, либо изменять смысл слов (создавать «шум»). Таким образом, необходимо добиваться, чтобы используемые для передачи невербальные символы соответствовали сообщаемой идее.
Некачественная обратная связь. Наличие обратной связи как таковой дает возможность установить, действительно ли
348
раше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который вы изначально ему придали.
Неумение слушать. Как показывают статистические исследования, в среднем человек слушает лишь с эффективностью 25%. Вместе с тем согласно результатам исследований, эффективное слушание является важнейшим качеством успешно работающего менеджера.
Основными направлениями совершенствования умения слушать являются следующие:
♦ перестаньте говорить;
♦ помогите говорящему раскрепоститься;
♦ покажите говорящему, что вы готовы слушать;
♦ устраните раздражающие моменты;
♦ сопереживайте говорящему;
♦ будьте терпеливы;
♦ сдерживайте свой характер;
♦ не допускайте споров или критики;
♦ задавайте вопросы;
♦ перестаньте говорить.
Вот что говорили об умении слушать древние ученые: «Природа дала человеку два уха, но только один язык, тонко намекнув, что лучше больше слушать, чем говорить. Чтобы слушать, нужны оба уха: одно — воспринимать смысл, другое — улавливать чувства говорящего. Люди, не слушающие, получают меньше информации для принятия взвешенных решений».
Другими рекомендациями по совершенствованию искусства общения, помимо умения эффективно слушать, являются следующие:
♦ обдумайте и проанализируйте вопросы, проблемы и идеи,которые вы хотите сделать объектами передачи;
♦ проясните свои идеи перед началом их передачи;
♦ употребляйте точные слова, вместо слов общего характера, и выиграете в результативности;
♦ будьте восприимчивы к потенциальным семантическимпроблемам;
♦ следите за языком собственных поз, жестов и интонациями (постарайтесь взглянуть на себя и услышать себя так же,как видит и слышит вас собеседник);
♦ посылая гармоничные знаки, который не содержат про.,тиворечивых сообщений, вы добиваетесь большей ясности и понимания ваших слов;
♦ излучайте эмпатию и открытость (проявляйте эмпа-тию — внимание к чувствам других людей, Готовность «влезтьв их шкуру»). Это честная, искренняя попытка увидеть ситуацию, поднимаемые вопросы и проблемы главами другого человека;
♦ проявляйте открытость в разговоре. Избегайте скороспелых суждений, оценок и стереотипов. Старайтесь увидеть, прочувствовать и понять ситуацию и затрагиваемые проблемы вконтексте собеседника. Это вовсе не говори о необходимостисоглашаться с собеседником, это должно б^ть лишь стремлением его понять;
♦ добивайтесь установления обратной свДзи (задавайте вопросы; заставляйте человека пересказывать йши мысли; оценивайте язык поз, жестов и интонаций собеседника; контролируйте первые результаты работы и т.д.).