При рассмотрении процесса функционирования организации с позиций теории исследования операций в качестве типового задания (заказа) X рассматривается востребованность на рынке определенной продукции (товара или услуги). Для выполнения задания X создается система Y, состоящей из множества взаимосвязанных функциональных элементов у.(УО{у;}).
Поскольку потребности рынка постоянно меняются (то есть задание X является функцией времени — X(t)), то для выполнения конкретного задания X система Y должна соответствующим образом настраиваться с учетом специфики задания X(t).
Подготовка системы Y осуществляется с использованием параметров настройки Yx и проводится до начала выполнения операции (задания) X. Настройка системы Y заключается в определении необходимого уровня производственных мощностей, специфики их использования, требований к качеству продукции и т.д. В ходе выполнения операции (задания X) производится «подстройка» системы Y таким образом, чтобы оптимизировать процесс выполнения операции. Эти корректирующие воздействия осуществляются с помощью параметров управления U .
В результате организация как система Y, за счет использования параметров настойки Y до начала выполнения задания X (процесса функционирования) и параметров управления U в процессе выполнения задания X на протяжении достаточно длительного времени может выполнять необходимые операции по предоставлению на рынок продукции, более или менее качественно отражающей выполнение рыночного заказа X —(X).
Принципиальной особенностью концепции системного подхода к управлению является учет многомерности организации и управления ею. Поэтому подчеркивается необходимость учета в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих прямое и косвенное воздействие на ее функционирование. При этом подчеркивается достижение системного (синергетического) эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отличается от простой суммы составляющих его частей.
Поведенческий подход к управлению как к процессу, получивший развитие с 1960-х гг., рассматривает деятельность, направленную на достижение целей организации, не как авральный процесс, который необходимо использовать когда си-: туация уже выходит из под контроля, а как серию последовательных, циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий — функций управления (планирования, организации, распорядительства, мотивации, руководства, координации, контроля, коммуникации, исследования, оценки, принятия решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделок и т.д.), образующих процесс управления как некоторую линию поведения.
Ситуационный подход к управлению, получивший распространение в 1970-е гг., предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией — конкретным набором обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей среде приводит к тому, что не существует единого и неизменного оптимального способа управления фирмой.
Самым эффективным в текущий момент становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Используя ситуационный подход, находят методы и средства, наилучшим образом способствующие достижению целей организации в конкретной ситуации. В концепции ситуационного подхода к управлению нашли свое отражение проблемы взаимодействия с внешней средой и ориентации фирм на учет изменений внешней среды, в сложившихся условиях.