Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  Понятие и задачи методов управления  
  Методы воздействия на личность  
  Японская модель управления  
  Американская модель управления  
  Сравнительный анализ американской и японской стратегии управления  
  Российская модель управления  
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

Методы управления – способы обеспечения непрерывного и целенаправленного воздействия на управляемый объект, которым может быть технологическая установка, коллектив или отдельная личность.

Экономические методы управления

Экономические методы являются способом осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов.

 

Плановое ведение хозяйства является главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое имеет четко разработанные цели и стратегию их достижения.

 Хозяйственный расчет является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат организации на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности организации (объем продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счет полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда.

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации.

Рабочая сила является главным элементом любого трудового процесса, обеспечивающим переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт. Это всегда главная ценность любой организации.

Рыночное ценообразование является регулятором товарно-денежных отношений и важным экономическим инструментом в соизмерении доходов и расходов, цены и себестоимости продукции.

Ценные бумаги являются главным инструментом фондового рынка, неденежным эквивалентом имущественного права на собственность, реализация которого осуществляется путем их предъявления к оплате или продажи.

Налоговая система составляет важный экономический механизм пополнения казны государства путем взимания налогов с предприятий и граждан. Она задается государством, существует вне организации, оказывает непосредственное воздействие на персонал, но всегда оставляет руководителю поле для маневра даже в условиях фискальной системы налогообложения.

Формы собственности - важная экономическая категория, определяющая характер взаимоотношений внутри организации. Так, при государственной, региональной и муниципальной собственности единым хозяином имущества организации выступает государство или орган государственной власти (администрация), а все работники, включая директора, относятся к наемному персоналу.

Фазы общественного воспроизводства составляют основу товарно-денежных отношений между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров.

Факторы производства являются важным элементом экономических методов. Они включают в себя финансовый капитал (денежный, банковский), живой труд, земля как всеобщий источник богатства и главный природный ресурс, предпринимательская деятельность соединяющая все факторы производства в единый процесс и информация.

Административные методы управления

Административные методы являются способом осуществле­ния управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Различают пять основных способов административного воздействия (рис. 7.2.).

Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретной организации.

Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления организацией в заданных параметрах путем прямого административного регулирования.

Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.

Материальная ответственность и взыскания. работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействием предприятию, на котором они работают.

Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений, регулируемых Кодексом об административных правонарушениях. Административные взыскания налагаются органами государственного или муниципального управления на должностные лица предприятий, допустившие правонарушения. Факт привлечения к административной ответственности не влечет за собой судимости и увольнения с работы.

Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные организации.

Социологические методы управления

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Классификация элементов, регулируемых с помощью социологических методов представлена.

 

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.

Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности.

Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм.

Партнерство составляет важный компонент любой социальной группы и заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей.

Соревнование является специфической формой общественных отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению.

Общение - это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между различными людьми в формах руководитель - подчиненный - сотрудник - друг и других более сложных формах общения нескольких людей.

Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта.

Конфликт - форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы.

Психологические методы управления

Психологические методы играют очень важную роль в рабо­те с персоналом, т.к. направлены на конкретную личность ра­бочего или служащего и, как правило, строго персонифицирова­ны и индивидуальны. Главной их особенностью является обра­щение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внут­ренний потенциал человека на решение конкретных задач пред­приятия. Классификация элементов, регулируемых с помощью психологических методов представлена.

 

Психологическое планирование составляет новое направле­ние в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно ис­ходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций дегра­дации отсталой части трудового коллектива.

Отрасли психологии и знание их методов исследования по­зволяют сделать правильный анализ душевного состояния лю­дей, построить их психологические портреты, разработать спо­собы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат коллектива.

Типы личности характеризуют внутренний потенциал челове­ка и его общую направленность к выполнению определенных ви­дов работ и сферам деятельности. Известно несколько подходов к типизации личности человека: 16-факторная характеристика лич­ности по качеству Кеттела, теория сновидений и влечений З. Фрейда, на основе классификации ролей поведения и др.

Темперамент является очень важной психологической ха­рактеристикой личности для определения назначения и места каждого работника в коллективе, распределения управленче­ских задач и психологических приемов работы с конкретным человеком. Известны четыре основных темперамента: сангви­нический, флегматический, холерический и меланхолический.

Черты характера определяют направленность мира человека, уровень потребности в общении. По преобладанию тех или иных черт характера людей разделяют на экстравертов и интровертов.

Направленность личности является важной психологической характеристикой человека и рассматривается сточки зрения по­требностей, интересов, мотивов, убеждений и мировоззрений.

Интеллектуальные способности характеризуют возможно­сти понимания, мышления, сознания человека и важны для про­фессиональной ориентации, оценки людей, планирования карь­еры и организации движения по служебной лестнице. Главное внимание следует обратить на уровень интеллекта работника, который имеет три градации (высокий, средний, низкий).

Методы познания представляют собой инструменты, с по­мощью которых человек изучает действительность, обрабаты­вает информацию и готовит проекты решений. Наиболее из­вестными методами познания являются анализ и синтез, ин­дукция и дедукция.

Психологические образы позволяют проводить обучение пер­сонала на основе типовых образцов поведения исторических личностей, крупных руководителей и новаторов производства. Художественные образы используются для эстетического и культурного воспитания сотрудников предприятия, прежде все­го молодежи. Графические образы составляют неотъемлемую часть инженерной деятельности, особенно с применением современных мультимедийных технических средств, когда проек­тирование новых технологий идет на компьютере.

Способы психологического воздействия относят к числу важ­нейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом прие­мы воздействия на людей для координации в процессе совмест­ной трудовой деятельности.

Поведение - совокупность взаимосвязанных реакций, осу­ществляемых человеком для приспособления к внешней среде. Поведение человека можно представить в виде синусоиды ко­лебаний или броуновского движения внутри достаточно широ­кого поля, образованного моральными нормами, принятыми в той социальной группе (коллективе, семье), к которой принад­лежит человек.

Чувства - особый вид эмоциональных переживаний, нося­щих отчетливо выраженный предметный характер и отличаю­щихся сравнительной устойчивостью. Чувства связаны с пред­ставлением о конкретном или обобщенном объекте. Они отра­жают нравственные переживания человеком его реальных от­ношений с окружающей средой в виде эмоций.

Эмоции - конкретные переживания тех или иных событий в жизни человека, зависящие от его склонностей, привычек и пси­хологического состояния. Психологи различают несколько ты­сяч различных проявлений эмоций.

Стрессы, по мнению некоторых специалистов - это то дав­ление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный диском­форт - это стресс, вызванный давлением или условиями, име­нуемыми стрессорами. Третьи рассматривают стресс в физиоло­гических терминах, как реакции организма: изменение давления крови, сердцебиения, гормонального уровня. Стресс - реакция человека на раздражающие стимулы (стрессоры) в окружающей обстановке.
 
                                                                     МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
 
Понятие и задачи методов управления  
  Методы воздействия на личность  
  Японская модель управления  
  Американская модель управления  
  Сравнительный анализ американской и японской стратегии управления  
  Российская модель управления

Понятие коммуникаций, этапы. Обратная связь Преграды в коммуникациях Искажение сообщений Понятие и классификация управленческих решений Понятие и классификация рисков Понятие и задачи методов управления Методы воздействия на личность Японская модель управления Американская модель управления Сравнительный анализ американской и японской стратегии управления