Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  Понятие и задачи методов управления  
  Методы воздействия на личность  
  Японская модель управления  
  Американская модель управления  
  Сравнительный анализ американской и японской стратегии управления  
  Российская модель управления  
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

Методы воздействия на личность

Приемы, методы воз­действия на оппонента, способы убеждения носили различные на­звания в учебной и научной иностранной литературе. Чаще всего их называли по имени первооткрывателя или того научного заве­дения, фирмы, где успешно применялись эти методы, а иногда названия носят шутливый характер или даны в честь известного литературного героя, популярного киноперсонажа (формула Фуллера, законы Паркинсона и Мэрфи, эффект Карпентера, дедук­ция Шерлока Холмса и т.д.). Методы искусства управления универсальны, т.е. пригодны для применения в различных ситуациях, от публичного выступле­ния до уровня межличностных отношений. Общим для любых методов воздействия является необходи­мость тщательной подготовки управляющего воздействия: опреде­ляется цель диалога, изучаются психологические особенности оп­понента, его интеллектуальный, культурный и морально-волевой облик, продумывается тактика поведения, особенности имеющей­ся информации и другие важные и второстепенные факторы, мо­гущие повлиять на планируемый контакт. Важным условием успешного воздействия на личность (или коллектив) - создание благоприятной психологической атмосфе­ры, спокойный, деловой и благожелательный тон общения. Методологической основой успешных межличностных контак­тов и достижения поставленной цели является продуманный в де­талях логический план ведения разговора.

Индивидуальный потенциал человека можно представить в виде схемы (рис. 7.5.)
Личность

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
психофизический потенциал
 
интеллектуальный потенциал
 
творческий потенциал
 
 
 
 
 
пит высшей нервной деятельности, эмоциональность, темперамент, воля, физиологические особенности
 
образованность, культура, нравственность, профессиональные знания, работоспособность, мотивация поведения
 
природная одаренность, талант, гениальность, креативные способности, потребность в самореализации
Рис. 7.5. Потенциал человека

Каждый человек обладает суммой определенных свойств, своим интеллектуальным, творческим и психофизиологическим потенциалом.

Проблемы взаимодействия, взаимовлияния и самовоспитания давно волнуют человечество и нашли отражение в многочислен­ных теориях и практических рекомендациях. Самое распростра­ненное направление этих поисков получило в психологии назва­ние бихевиоризм (от англ, behavior — поведение), предложенное в 1913 г. профессором Чикагского университета Дж. Уотсоном (1878— 1958). Философские основы этой теории — прагматизм и позити­визм, а экспериментально-практическая база — в исследованиях поведения животных, впервые выполненных Э. Торндайком (1874— 1931). Важность осознания своего "Я" подчеркивается работами мно­гих ученых. Полезно напомнить известное в психологии "окно Джогарри" (название это составлено из аббревиатуры имен и фа­милий авторов). Сложный внутренний мир человека состоит из не­скольких неравных частей, из которых только некоторые открыты для самого человека и окружающих его людей. Условно личность можно представить совокупностью четырех зон: открытой, скры­той, "слепой" и неведомой (рис. 7.6.).

1 открытая зона

 

2 «слепая» зона

3 скрытая зона

4 неведомая зона

 

 

Рис. 7.6. Окно «Джорарри»

Открытая зона — та часть внутреннего мира человека, кото­рая видна всем и хорошо известна самому человеку. Это та откры­тая миру часть информации о личности, по которой можно судить о свойствах, индивидуальных особенностях человека. Вторая, "слепая" зона закрыта для человека, но открыта окружающим. Третья зона представляет ту часть внутреннего мира челове­ка, которая хорошо известна ему (с ее слабостями и даже порока­ми), но закрыта для других людей. И четвертая зона неведома никому, это фрейдистский мир подсознательного, инстинктивно­го.

Методы самовоспитания

1) Метод положи­тельного подкрепления - реакция на хороший поступок - под­крепление и этим стимулируют деятельность человека. Обычно положительное подкрепление хорошего и отрицатель­ная, осуждающая реакция на плохое совершаются неосознанно, почти рефлекторно. Иное дело, когда положительное подкрепле­ние как метод, направленный на достижение определенной цели, применяется глубоко продуманно и становится тактикой поведе­ния человека.

2) Метод разумного самопринуждения - вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные и продуманные, опти­мальные сроки.

3) Метод самоанализа позволяет провести достоверную инвента­ризацию своих физиологических данных, учет субъективных осо­бенностей интеллектуального и морального потенциала, избежать идеализации, "эффекта ореола".

4) Методы защитных блокировок психики человека от перегрузок выбираются и осваиваются человеком индивидуально - способность переключать свои мысли на отвлеченные темы, на радостные события прошлого, вновь переживать светлые, мажорные сюжеты книг или рассказов друзей. Аутогенная тренировка состоит из комплекса упражнений, мысленного повторения ряда формул самовнушения, что позволя­ет достигнуть состояния внутреннего психического успокоения и расслабления опорно-двигательного аппарата.

Методы воздействия на личность (рис. 7.7.)
 

Рис. 7.7. Основные методы воздействия на личность

 

Метод Со­крата (ок. 469—399 гг. до н. э.), создателя знаменитой афинской школы философии и риторики. Основы уче­ния Сократа, который принципиально ничего не писал, известны лишь из сочинений его многочисленных учеников: Платона, Аристиппа, Антисфена, Евклида и позже — Аристотеля. Антич­ные мастера риторики всегда учитывали особенности аудитории и рекомендовали два метода повышения эффективности речевых коммуникаций — аристотелевский и сократовский. Если оратор уверен, что его оппонент не имеет принципиальных возражений против обсуждаемого тезиса, то для принятия единого решения следует сразу же четко сформулировать сам тезис и аргументиро­вать доказательства (аристотелевский метод). Иное дело, когда аудитория настроена враждебно к оратору, когда оппонент наме­рен опровергать аргументы и отстаивать свою точку зрения. В этом случае применяется иной метод, когда оратор не спешит с четкой формулировкой своего тезиса и подводит к нему оппонента мед­ленно, незаметно, построив нерушимую логическую цепочку на каждом этапе своих рассуждений. Оппонент, подготовленный к спору и настроенный весьма на­стороженно, даже агрессивно, соглашаясь в начале диалога с со­вершенно очевидными мыслями Сократа, успокаивался, его воз­буждение падало, сердцебиение приходило в норму, его воля ос­лабевала, как и способность спорить с очевидными на первый взгляд истинами. В итоге искусно составленная логическая концепция Сократа побеждала, даже если итоговые выводы его были аб­сурдны.

Метод трех раундов - модель ведения диалога чаще всего строится из трех частей (возможен и более сложный алгоритм этого метода). В первой части диалога (первый раунд) вы коротко излагаете суть проблемы или ситуации, соглашаясь с до­водами вашего, скажем, руководителя и вызывая таким образом его положительные реакции (метод Сократа). Во втором раунде вы даете несколько альтернативных вариантов решения пробле­мы, упомянув в том числе и свой, желанный. И в третьем раунде, когда сам оппонент поймет, что ненавязчиво упомянутый вами вариант — лучший, нужно согласиться с ним.

Метод «Штирлица» - во время приватного разговора или на совещании нужно ненавязчиво, как бы вскользь, среди других вариантов ре­шения упомянуть о своей идее и немедленно забыть ее. Оппонент сразу же оценит разумность вашей мыс­ли и потом, продумав ее, предложит эту идею как свою, значи­тельно расширив ее, уточнив и конкретизировав.

Метод «лягушка в сметане» применяется при необходимости поиска нестандартного решения (обычно в экстремальной ситуа­ции) под названием «мозговой штурм» (brainstorming) или «метод мозговой атаки». Метод стимулирует интуицию, нетривиальный взгляд на ситуацию, коллективное творчество. Суть его в следующем: созывается совещание компетентных специалистов, знакомых с проблемой, и предлагается высказывать любые идеи, способству­ющие решению поставленной задачи. Специально запрещается вся­кая критика выдвигаемых идей, так как цель совещания не каче­ство, а количество выдвигаемых предложений.

Метод «S» - метод установления аттракции между людьми, основанный на заложенном в человеке сексуаль­ном влечении между мужчиной и женщиной.
 
 
                                                                          МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

 


Искажение сообщений Понятие и классификация управленческих решений Понятие и классификация рисков МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ Понятие и задачи методов управления Японская модель управления Американская модель управления Сравнительный анализ американской и японской стратегии управления Российская модель управления ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ