Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  Сущность и виды информации  
  Технические средства управления  
  Информационные технологии в управлении  
  Внедрение информационной технологии в организацию  
  Прикладные информационные технологии рыночной экономики  
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

Сущность и виды информации

Существует два основных подхода к пониманию информации: ма­тематизация понятия информации и возведение категории «инфор­мация» в ранг общефилософской категории, отражающей всеобщее свойство мира.

В социально-экономическом плане информацию связывают с от­ражением в сознании человека окружающего мира, его познанием. В таком ее понимании информация является необходимым условием трудовой деятельности человека, где она выступает средством ком­муникации между людьми. Это и определяет ее роль в управлении, осуществление которого было бы невозможно без связей. В процессе управления информация - совокупность сведений о состоянии управ­ляющей и управляемой систем и внешней среды. Она является осно­вой процесса управления. Все стадии и этапы процесса управления связаны с переработкой информации и ее непрерывным движением.

Одна и та же информация может вызывать различные эмоции и представлять разную ценность, поэтому введение ее количественной меры является весьма сложной задачей.

Информацию об объекте можно рассматривать как отображение этого объекта в некоторой материальной системе, которое может су­ществовать независимо от самого объекта и независимо от того, бу­дет ли эта информация кем-то и когда-то использована. Однако если информация как некоторое отображение может существовать неза­висимо от человека, то говорить о ценности информации, ее потре­бительской стоимости можно только в связи с человеком, который эту информацию потребляет, в связи с процессом, где она использу­ется. Это вызвано тем, что различное понимание того или иного сло­ва может сильно изменить смысл передаваемого сообщения.

В человеко-машинных системах можно выделить следующие ха­рактерные особенности информации.

Целевое назначение. Информация имеет определенную цель в мо­мент передачи ее для пользователя. Принятие решения, планирова­ние, оперативное управление, контроль, поиск - являются основны­ми целями информации в человеко-машинных системах.

Ценность информации. Под ценностью информации, или ее потре­бительной стоимостью, понимают тот материальный эффект, кото­рый дает ее использование. Ценность информации определяется ха­рактером объекта и истинностью сообщения. Она зависит от способа и скорости ее передачи, надежности, старения и прочих факторов.

Надежность и достоверность. Надежность характеризует техниче­ские возможности средств передачи и обработки информации. До­стоверность — это степень отражения истинного состояния объекта.

Избыточность. Понятие избыточности имеет важное значение при построении систем. В системе, в которой стоимость ошибки в резуль­тате неправильного преобразования команд или выхода из строя ка­кого-либо элемента может иметь практическое значение, должно быть предусмотрено создание значительной избыточности информации.

Быстродействие. Скорость передачи и приема информации чело­веком определяется временем, необходимым для понимания ситуа­ции на объекте. Скорость работы технических устройств системы определяется количеством данных, обрабатываемых или передавае­мых в единицу времени.

Периодичность. Это частота передачи информации. Плановая ин­формация требуется сравнительно редко. На уровнях оперативного управления информация должна поступать с периодичностью, соот­ветствующей происходящим реальным событиям. Затраты на инфор­мацию определяются тем общественно полезным трудом, который за­трачивается на ее сбор, хранение, обработку и поиск.

Непрерывность. Информация может быть представлена в непре­рывной форме для выдачи непрерывных данных.

Основными способами выдачи информации в че­ловеко-машинных системах являются визуальный и звуковой.

Управление на основе информации, строящейся по принципу об­ратной связи, представляет собой основную и важнейшую особен­ность систем и имеет существенное значение для построения управ­ленческой информационной системы. Управление и обратная связь сопутствуют друг другу.

Объект управления осуществляет свою деятельность в целях реа­лизации поставленных перед ним задач по заданным критериям эф­фективности. Окружающая среда постоянно оказывает воздействие на объект управления, а он в свою очередь для достижения намечен­ных целей также стремится оказывать соответствующее воздействие на окружающую среду. В случае изменения окружающей обстановки объект неизбежно изменяет формы своей деятельности.

Для правильного определения целей и эффективных методов де­ятельности объект управления в каждый момент времени должен иметь сведения, с одной стороны, об окружающей обстановке и ее изменениях (информация о внешних условиях), а с другой - о своей организации и ее функционировании (информация о внутренних условиях).

Для изучения, идентификации и анализа внешней и внутренней обстановки используется входящая информация, а исходящая инфор­мация является средством воздействия на эту обстановку или при­способления к ней объекта управления.

Деятельность объекта управления, его реакция на изменение внеш­них и внутренних обстоятельств основывается на анализе, обработке и синтезе информации об изменениях внешних и внутренних условий.

Особое значение в массиве производственной информации имеет информация об использовании ресурсов. Она предназначена для вы­явления и устранения «узких» мест в производстве. Благодаря этой информации руководителям предприятий предоставляется возмож­ность быстро определять отклонения от запланированного хода про­изводства. На основе экономической информации дается оценка де­ятельности предприятия, производственных подразделений.

Информация может быть дифференцирована по аспектам управ­ления. По этому признаку выделяют экономическую, организацион­ную, социальную, техническую информацию. В практике управления при разработке решений недостаточно используется социальная ин­формация, которая не всегда имеет оптимально организованную фор­му учета и использования. Это отрицательное явление в процессе управления. Встречаются недостатки, связанные с несвоевременным обновлением экономической и организационной информации.

По характеру предоставления информацию можно подразделить на визуальную, аудио- и аудиовизуальную.

Визуальная информация, особенно в виде графиков, таблиц, характеризуется повышенной скоростью ее воспри­ятия, может одновременно сообщаться группе людей, способствует аналитическому характеру восприятия информации, отражает тенден­ции и зависимости. В результате использования наглядных форм ото­бражения информации совершенствуется информационное обеспе­чение управления.

Аудиоинформация — это информация, воспринимаемая на слух. В современных условиях очень важны формы фиксирования и пере­дачи аудиоинформации — использование звукозаписи, получаемой с помощью портативных магнитофонов и диктофонов.

Аудиовизуаль­ная форма передачи информации совмещает в себе информацию в виде изображения и звука. Она отображается с помощью киноуста­новок, телевизионной аппаратуры, получающей в настоящее время большое распространение в процессе управления.

По форме предоставления можно выделить цифровую, буквенную, и кодированную информацию.

Цифровая информация играет важ­ную роль в процессе управления. Цифры более емки в информаци­онном отношении, они вносят точность в предоставляемую инфор­мацию. Но в процессе управления невозможно все свести к цифро­вым формам предоставления информации.

Буквенная информация помогает понять и оценить качественные тенденции развития управ­ляемой системы, содержательные аспекты ее состояния, что являет­ся неотъемлемой частью процесса управления.

Кодированная информация предназначена для использования со­временных технических средств управления, помогающих собирать, хранить, искать, передавать, обрабатывать информацию.

Информация может быть классифицирована по времени ее актив­ного использования. Здесь можно выделить постоянную и перемен­ную информацию.

Постоянная информация часто используется в форме нормативных и регламентирующих актов, долгосрочных зада­ний.

Переменная информация — это текущая, оперативная инфор­мация, используемая сравнительно небольшой промежуток времени. Переменная информация отражает свойства и количественные ха­рактеристики разных производственных операций. Она использует­ся в одном цикле обработки оперативного управления и регулирова­ния хода производства и «живет» лишь незначительный промежуток времени, затем «исчезает», обновляется уже с другим значением. Сле­довательно, для того чтобы оперативно управлять производством, не­обходимо вовремя ее уловить, зафиксировать.

Условно-постоянная информация остается неизменной или под­вергается незначительным изменениям в течение длительного проме­жутка времени и многократно используется для решения задач управ­ления. Часто одна и та же условно-постоянная ин­формация используется для решения разных задач управления, по­этому целесообразно создавать централизованный информационный фонд предприятия для удовлетворения всех информационных потреб­ностей пользователей - работников аппарата управления.

По отношению к системе управления информация подразделяет­ся на входную и выходную. Информация, поступающая на объект управления, - входная, от объекта управления — выходная. В зависи­мости от назначения того или иного вида информации предъявляют­ся определенные требования к структуре входной и выходной инфор­мации, форме и периодичности ее предоставления (носитель), системе кодирования.

По отношению к операциям обработки входная информация клас­сифицируется на обрабатываемую (активную) и необрабатываемую (пассивную), непосредственно не используемую для воздействия на объект управления.

Обрабатываемая информация по стадиям обра­зования бывает исходной, которая используется для проведения раз­личного рода расчетов, логической обработки, и производной, кото­рая получается в результате расчетов. В свою очередь исходная ин­формация подразделяется на две группы: первичную и промежуточ­ную. Первичную информацию получают в результате прямого наблюдения за ходом производственного процесса, выполнения хозяйствен­ных операций. Промежуточная информация может сразу же исполь­зоваться для обработки, а в течение некоторого периода накапливаться на каких-либо носителях.

По возможности продуктивного использования можно выделить информацию полезную, ложную и избыточную. В информационном обеспечении процесса управления присутствуют все эти виды инфор­мации. Необходимо стремиться к минимальному получению ложной информации, затрудняющей разработку управленческого решения, или к определению правильного объема необходимой информации. При избыточности информации в информационном обеспечении процесса управления также создаются дополнительные трудности его осуществления.
 
                                                                                  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ

Японская модель управления Американская модель управления Сравнительный анализ американской и японской стратегии управления Российская модель управления ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ Технические средства управления Информационные технологии в управлении Внедрение информационной технологии в организацию Прикладные информационные технологии рыночной экономики ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ