Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  Точка зрения руководителя  
  Для кого написана эта книга  
  Стиль, тональность, настроение  
  Преодоление порогов  
  Работа менеджера — мифы и реальность  
  Мифы  
  Новый подход к тезису «работать умнее»  
  Теория управления как составная часть движения за компетентность управления  
  Движение за компетентность как одна из теорий управления  
  Некоторые соображения  
  Успех — это всего лишь то, что мы считаем успехом  
  Ключевой процесс «выявления целей»  
  Природа организационных ценностей  
  Принципы уточнения ценностей  
  Пять категорий организационных ценностей  
  Культ совершенства исполнения  
  Источники культовости  
  Некоторые нерешенные проблемы совершенства  
  Кратковременные вспышки: может ли будущее стать настоящим.  
  Неконструируемость  
  Закрытые системы ценностей  
  Великий парадокс управления  
  Размышление и технология  
  Что такое «техномания»?  
  Постулаты и ситуации  
  Парадокс Сатчмо  
  Различные формы Парадокса Сатчмо  
  Жалоба непрофессионала  
  Исключительная компетентность высшего руководства  
  Некоторые ненасильственные альтернативы  
  Менеджмент как исполнительское искусство  
  Подход с позиции готового перечня функций  
  Уроки, которые можно извлечь из исполнительских видов искусства  
  «Все дело в людях»  
  Поверхностный человек  
  Изучение поверхностного человека  
  Недостатки утилитарности  
  За здоровый деловой подход  
  Многочисленные формы делового подхода  
  Конец культуры и «диалексическое» общество  
  Эта заманчивая идея культуры  
  Еще одно определение культуры  
  Поиск смысла культуры  
  Диалексия и единый привычный поток действий  
  Диалексия и приверженность делу  
  О чем же говорить руководящей команде  
  Проблема стратегии  
  Организационное поведение в руководящей команде  
  Время, чувства и сосредоточенность руководителей  
  Руководящая команда и здоровье организации  
  Еще одно послание Джорджа Вашингтона  
  Менеджмент по-таоистски: «Спокойно они ушли и пришли»  
  Природа «ву-вей»  
  Как совершить «не-действия»  
  Менеджмент как заклинание змей  
  Словарь  
  Словарь 1  
  Словарь 2  
  Словарь 3  
  Словарь 4  
  Словарь 5  
  Словарь 6  
  Словарь 7  
  Прозорливый руководитель  
  Некоторые предварительные рассуждения о духе  
  Как я понимаю «дух» и «духовность»  
  Чего же мы ищем?  
  Потеря в новые поиски духовности  
  Религия: небольшое отступление  
  Духовность на рабочем месте  
  Духовность и прозорливость руководителя  
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

Некоторые соображения

Дорогой Питер!

          Как всегда, Вы написали весьма дискуссионную работу, в ко­торой затрагиваются ключевые вопросы, касающиеся движения за компетентность. У меня, однако, возникли определенные сомнения относительно Вашей позиции. Она звучит как тотальное об­винение, не признающее никаких достоинств в данном подходе. Я опасаюсь, что столь жесткая позиция может вызвать у читателя полное отрицание Ваших аргументов, в том числе многих ценных замечаний.

В некотором смысле Вы делаете ту же ошибку, что и сторонники движения за компетентность. Обеим сторонам недостает последовательности в аргументах (хотя Ваши аргументы выстроены от противного).

Насколько я понимаю, Ваша критика логики приверженцев Преподавания менеджерских навыков заключается в следующем:

1.       Если мы найдем преуспевающих менеджеров,  мы можем
изучать применяемые ими знания и навыки, то есть виды их компетентности.

2.          Если нам известны эти знания и навыки, то мы можем обу­чить им будущих менеджеров.

3.    Если студенты овладеют этими знаниями и навыками, то
ст
анут преуспевающими менеджерами.

        Вы указываете, что в случае правильности первых двух условий совершенно необязательно, что из них должно вытекать третье. Но я полагаю, что и Вашим аргументам не хватает логики между двумя первыми положениями и заключением. Если я правильно понял, Вы утверждаете:

1. Работа менеджера    это не только совокупность знаний и навыков.

2.  По-настоящему успешная работа менеджера основывается на знании специфики этой профессии, артистизма и поведенческих взаимосвязей.

3. Поскольку второе положение никак не вытекает из первого, то первое положение не имеет никакого значения.

Позвольте мне провести некоторые аналогии между занятиями лыжным спортом (в чем я несколько преуспел) и обучением игре на скрипке (чему я никогда не учился), чтобы показать, что, хотя  два Ваших первых положения могут быть правильны, третье не вытекает из них.

В любом спорте или виде искусств масса усилий утрачивается на изучение основ мастерства. Я, например, чтобы научиться пра­вильно распределять и перемещать вес на лыжах, много часов провел на тренировочных склонах. И точно так же сын моего соседа (я это постоянно слышу) тратит долгие часы на овладение техникой игры на скрипке. Вы абсолютно правы: чтобы стать умелым лыжником или классным скрипачом на какой-то стадии требуется забыть о деталях и воспринимать все как целое. Но это можно сделать, лишь прочно овладев первым.

Я считаю, что одним из главных препятствий при овладении предметом изучения студентами и менеджерами стало отсутствие необходимых первичных навыков. Если бы они умели противо­стоять другим без разрушительных последствий, обеспечивать об­ратную связь, проводить собрания, создавать бригады, успешно вести переговоры и развивать взаимоотношения в духе сотрудни­чества, тогда мне было бы гораздо легче помочь им усвоить, когда как следует поступать и как собрать эти знания воедино. Они всегда будут нужны, они не могут устареть, я в этом уверен.

Но в чем Вы действительно правы, так это а том, что главная опасность подстерегает нас, преподавателей, в тот момент, когда нам кажется, что овладение определенными навыками равнознач­но обретению мастерства. На определенной стадии мы должны говорить студентам: «Теперь, когда вы все выучили, забудьте об этом. Поставьте себя на место настоящего менеджера в реальной ситуации и действуйте!» Студенты склонны сопротивляться такой неопределенности и искать выход в обретении готового комплекса навыков. Но не в этом ли как раз и состоит главный стимул образования?

                                                                        С наилучшими пожеланиями

                                                                          Дэвид Л. Брэдфорд,

                                                                        Высшая школа бизнеса

                                                              Стэнфордского университета

Дорогой Дэвид!

Спасибо за комментарий. Он вызывает размышления и помо­гает мне сосредоточиться. Свои соображения я постараюсь изло­жить ниже. Я хотел бы остановиться на двух положениях. Во-первых, теперь я вижу, что мне следовало глубже проанализировать логику движения за компетентность. Во-вторых, Ваш коммента­рий относительно обучения лыжному спорту заставил меня заду­маться о самом процессе приобретения навыков. Мне кажется, в отличие от Вашей позиции,  мои логические построения можно либо поддержать, либо полностью отвергнуть. Я считаю, что проблема существует на уровне философии научного поиска. Я стараюсь глубоко вгрызаться в движение за компетентность, а не «обкусывать его но краями.

Теперь относительно первого вопроса. Движение за компетентность основывается на главной предпосылке, которую оно никогда не подвергало сомнению, а именно: компетентности существуют. Тогда возникает главный вопрос: на чем основано предположение о существовании компетентностей или, как казали бы философы, каков онтологический статус идеи компетентности? Исходя из итого, я считаю, что даже первое упомянутое Вами предположение («Если мы найдем преуспевающих менеджеров, то сможем изучить используемые ими знания и навыки») весьма спорно. Обсуждение должно вестись сначала на уровне этого предположения, а затем уже можно при­купать и к обсуждению исследований, составлению учебно-стажерских программ и оценки достижений студентов. Все Ваши доводы, по крайней мере, спорны, но я считаю, что они совершенно ошибочны. Движение за компетентность несет на себе печать того, что Альфред Уайтхед назвал «заблуждением» вследствие неправильно определенной компетентности (Whitehead, [1925], 1967). Сторонники движения за компетентность забывают, что вышеупомянутые перечни факторов — абстракции. Причем это довольно хитрые абстракции, ибо здесь действие отделяется от сознания.

Любое управление, не говоря уже о высокоэффективном, представляет собой очень личностный сплав сознания и действия. Представление движения за компетентность о действительности — это абстрактная констатация лишь видимых действий; это, кроме того, двойная абстракция, так как при создании понятия «компетентность» были собраны в единое целое видимые проявления действий многих действующих лиц без учета их эмоциональных, личностных и культурных уровней.

Недостаток исключительного внимания к группам абстракций (по словам Уайтхеда), как бы хорошо оно ни было обосновано, ножен в самой природе этого явления, то есть в абстрагировании от всего остального. Вы не можете мыслить вне абстракции, ответственно необходимо максимально критически пересматривать способы абстрагирования. Именно в этом и заключается роль философии, ее ниша существования в здоровом развитии общества [Whitehead, [1925] 1967, стр. 59].

Говоря об ошибочности философии Уайтхеда, Абрахам Каплан заметил: «Было бы ошибкой считать, что единичное так же конкретно, как множественное, из которого оно выделено» (Kaplan, 1977, стр. 293).

Пожалуй, ближе всего к традиции организационного поведе­ния идея общей семантики, смешивающая такие понятия, как сло­во и дело, дающая ошибочные ориентиры. Опасность конкретиза­ции недостаточно обсуждается в литературе но общественным наукам. Конкретизация -   это одна из проблем, нерешенных дви­жением за компетентность, которое исходит из того, что студент или стажер способен сочетать усвоенные поведенческие навыки со своим сознанием, не нарушая целостности последнего. У меня на этот счет большие сомнения.  Они подтверждаются эмпирически: за длительную преподавательскую практику я видел, скольких уси­лий стоило студентам уяснить и применять по отношению к дру­гим такие понятия, как «открытость»,  «обратная связью,  «учас­тием и т. д. Но мои сомнения имеют и логическое основание. Вы не можете отделить сознание от действий.  Вдумчивые студенты сразу понимают это, когда видят, что практическое применение эмпирических знания влечет за собой изменение привычных цен­ностей, смещение центра внимания, пересмотр всего предшество­вавшего опыта работы с людьми. Они видят, что мы вносим пол­ный хаос не только в их головы, но и в их действия. Наиболее честные и квалифицированные преподаватели понимают, что со­знание и действие неотделимы друг от друга, и стараются береж­но обращаться с ними.  Движение за компетентность собирается изгнать таких людей из аудиторий.

Тем самым я подхожу к своей второй теме. Это относится не только к межличностной и организационной восприимчивости, которую мы связываем с преподаванием организационного пове­дения. Это касается всех процессов освоения знаний: изучения отчетности, конъюнктуры планирования, программирования; всех видов обучения, и лыж в том числе.

Вы говорите, что, для того чтобы научиться кататься на лы­жах, необходимо внимательно следить за всеми действиями, из которых состоит процесс катания на лыжах. Но, размышляя о том, как вы научились кататься на лыжах, вы обращаете внима­ние на нечто другое, а именно на то, как вы следили за своими действиями в процессе обучения. С тех нор как мне исполнилось четырнадцать лет, я не стоял на лыжах, но все мое детство про­шло в Миннесоте, где я практически никогда с ними не расставал­ся. Поэтому позвольте мне представить, что обычно говорят инструкторы или что пишется к руководствах. Держу пари, это что-нибудь вроде следующих советов:

Не смущайтесь, что вы съезжаете с легкого учебного склона. Не бойтесь выглядеть смешным. Не срезайте углы, если у вас дешевые или плохо подогнанные крепления.

Стремитесь, чтобы это стало семейным занятием. Вам потре­буется около "Х-часов, чтобы приобрести уверенность и навыки. При падении постарайтесь принять следующее положение (призыв к вашему телу), и тогда падение не будет болезненным (при­зыв к вашей душе), и так далее и тому подобное.

А может быть, они так и не говорят, но тогда многое стано­вится бессмысленным. У вас исчезает ощущение прогресса (об­ратите внимание, продолжает ли ваше сознание все фиксиро­вать, если инструктор не обращает на это внимания). Вот почему так сложно иногда бывает обучить программированию: инструкторы зачастую не понимают, что они имеют дело не только с кончиками пальцев, но и с сознанием. По этой же причине мно­гие дети бросают игру на фортепьяно. И именно поэтому для многих студентов обучение в школах бизнеса становится мукой. Они не видят романтики выбранной профессии.

Мы не отключаем свое сознание при изучении действия. Мы просто не можем этого сделать. Некоторые идеологи прошлого, да и настоящего, прекрасно это понимают и контролируют внимание и сознание параллельно с преподаваемыми действиями. Но я не встречал таких идеологов в движении за компетентность, а вижу лишь избитые идеи о природе человеческого духа. Мастерсу и Джонсону не удалось убить любовь детальным изучением полово­го акта, хотя, как и авторы порнографических опусов, они мно­гих шокировали. Надеюсь, что движение за компетентность тоже не очень навредит студентам. А нам предстоит много работы, чтобы исправить эти недостатки.


Работа менеджера — мифы и реальность Мифы Новый подход к тезису «работать умнее» Теория управления как составная часть движения за компетентность управления Движение за компетентность как одна из теорий управления Успех — это всего лишь то, что мы считаем успехом Ключевой процесс «выявления целей» Природа организационных ценностей Принципы уточнения ценностей Пять категорий организационных ценностей