Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  Точка зрения руководителя  
  Для кого написана эта книга  
  Стиль, тональность, настроение  
  Преодоление порогов  
  Работа менеджера — мифы и реальность  
  Мифы  
  Новый подход к тезису «работать умнее»  
  Теория управления как составная часть движения за компетентность управления  
  Движение за компетентность как одна из теорий управления  
  Некоторые соображения  
  Успех — это всего лишь то, что мы считаем успехом  
  Ключевой процесс «выявления целей»  
  Природа организационных ценностей  
  Принципы уточнения ценностей  
  Пять категорий организационных ценностей  
  Культ совершенства исполнения  
  Источники культовости  
  Некоторые нерешенные проблемы совершенства  
  Кратковременные вспышки: может ли будущее стать настоящим.  
  Неконструируемость  
  Закрытые системы ценностей  
  Великий парадокс управления  
  Размышление и технология  
  Что такое «техномания»?  
  Постулаты и ситуации  
  Парадокс Сатчмо  
  Различные формы Парадокса Сатчмо  
  Жалоба непрофессионала  
  Исключительная компетентность высшего руководства  
  Некоторые ненасильственные альтернативы  
  Менеджмент как исполнительское искусство  
  Подход с позиции готового перечня функций  
  Уроки, которые можно извлечь из исполнительских видов искусства  
  «Все дело в людях»  
  Поверхностный человек  
  Изучение поверхностного человека  
  Недостатки утилитарности  
  За здоровый деловой подход  
  Многочисленные формы делового подхода  
  Конец культуры и «диалексическое» общество  
  Эта заманчивая идея культуры  
  Еще одно определение культуры  
  Поиск смысла культуры  
  Диалексия и единый привычный поток действий  
  Диалексия и приверженность делу  
  О чем же говорить руководящей команде  
  Проблема стратегии  
  Организационное поведение в руководящей команде  
  Время, чувства и сосредоточенность руководителей  
  Руководящая команда и здоровье организации  
  Еще одно послание Джорджа Вашингтона  
  Менеджмент по-таоистски: «Спокойно они ушли и пришли»  
  Природа «ву-вей»  
  Как совершить «не-действия»  
  Менеджмент как заклинание змей  
  Словарь  
  Словарь 1  
  Словарь 2  
  Словарь 3  
  Словарь 4  
  Словарь 5  
  Словарь 6  
  Словарь 7  
  Прозорливый руководитель  
  Некоторые предварительные рассуждения о духе  
  Как я понимаю «дух» и «духовность»  
  Чего же мы ищем?  
  Потеря в новые поиски духовности  
  Религия: небольшое отступление  
  Духовность на рабочем месте  
  Духовность и прозорливость руководителя  
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

Что такое «техномания»?

Как сказано в 1-й главе, это неспособность мыслить иначе, чем по заранее разработанному шаблону, где все расписано шаг за шагом.

Я называю «техноманами» тех из нас, кто наиболее привер­жен различным готовым рецептам. Техноманы встречаются сре­ди производственников, служащих, ученых, консультантов, оши­бочно полагающих своей основной задачей выработку четких предписаний и рецептов. Их можно найти среди авторов книг и... даже среди редакторов. Техноман пребывает в состоянии не­прерывного и бесплодного поиска: он ищет способы избавления от случайностей, от беспорядка, от политики, от колебаний чело­веческих взаимоотношений. Техноман стремиться управлять по­током организационных событий по определенному шаблону или правилам. Такую тенденцию Рассел Аскофф (Russel Askoff, 1974) назвал «упреждающим стилем». Техноманы не любят анализи­ровать ход событий...

Техноманам необходимо поработать в трех направлениях; во-первых, они должны освоить в своих подходах к проблемам тео­рию «домино». Во-вторых, им необходимо освоить все, что каса­ется так называемой «материализации». И в-третьих, им придется научиться отвечать на вопрос «почему?» вместо привычного «как это сделать?» (Vaill, 1987).

Планирование представляет собой детализацию последователь­ности событий или действий, в результате которых система пере­ходит из настоящего состояния в желаемое новое, обычно называ­емое планируемой целью. Казалось бы, все ясно. Но логика последовательности события зависит от ситуаций, на фоне которых должны происходить эти события, и от характера самой цели. При изменении фона последовательность может потерять смысл. Но нередко именно техномания ведет к догматическому соблюдению плана деталей, даже если их последовательность и содержа­ние потеряли смысл. План как техническое воплощение цели при­обретает собственную нормативную ценность. Он становится обязательным, независимым от развития ситуационного фона. Причина этого явления во многом объясняется странным «мо­ральным детерминизмом», когда кажется, что если мы будем строго выполнять план, то предусмотренные им действия обеспечат тре­буемый результат, несмотря на то, что в данный момент ранее запланированные действия потеряли силу (Barrett, 1978, стр. 191). Поэтому я назвал первую отличительную черту техномании «мыш­лением по принципу теории домино». Конечно, просвещенная те­ория планирования учитывает эту проблему, но я имею в виду организационную практику. Одной из главных нелепостей орга­низационной жизни стало убеждение, что миллионы менеджеров должны управлять вверенными им системами «по плану», невзи­рая на изменившиеся обстоятельства.

«Материализация» — это создание вещи из того, что таковой не является. Организация и явления, в них происходящие, явля­ются не вещами, а системами восприятий, значений и связей. Планируемый ход дела в организации — это не вещь, а очень хрупкий, неопределенный процесс, зависящий от множества пред­посылок, случайностей, которые могут произойти в будущем, и от способности членов организации прийти к согласию. Но стоит начертить схему, повесить ее на стену, и процесс утратит свою хрупкость в сознании людей и превратится в «вещественный ме­тод», «вещественный подход», «овеществленную стратегию». А что мы делаем, если происходит нечто незапланированное? Мы либо игнорируем эти события, либо интерпретируем их таким образом, чтобы они вписывались в наш материализованный план, либо цинично отказываемся от своих правил. Это типично для техноманов. Материализация ограничивает их мышление.

Любой проект представляет собой сочетание двух подходов: «зачем это делать?» и «как это сделать?» и «почему мы это дела­ем?». Однако в напряженной обстановке современной организа­ции внимание гораздо чаще концентрируется на поиске путей движения к дачной цели, а не на первоочередном рассмотрении и выработке конечных целей или их корректировке в процессе выполнения. Можно считать, что, сохраняя способность рассмат­ривать и пересматривать мотивацию «почему мы это делаем?» мы боремся с «одержимостью техническими подходами». Эта борьба состоит из пересмотра целей и предпосылок и непрерыв­ной проверки консенсуса в группе или организации, с тем чтобы все не превратилось в пустой ритуал (Харви, 1974). Обладание методом и техникой не освобождает нас от постоянной проверки их пригодности (Vaill, 1987). Цели, используемый технический метод, уровень консенсуса и взаимопонимание среди участни­ков, обоснованность характеристик ситуационного фона — вот те четыре категории, в рамках которых лидеру-менеджеру необ­ходимо размышлять, но не просто как личности, а как члену управленческой команды.

А то, что я называю «техноманией», есть не что иное, как потеря способности размышлять и вера в то, что технические подходы способны преодолеть трудности, связанные с тремя другими категориями. Культовость, описанная в 4-й главе, пред­ставляет собой еще одну силу, способную нарушить процесс мыш­ления, Культовость уже по сути своей — это нарушение гибкости мышления. Таким образом, возникает двойственность мышле­ния: с. одной стороны, оценка положительных сторон рассмат­риваемого явления, а с другой - необходимость соотнести эти оценки с нормами и ценностями культовости. Этот дуализм су­ществовал всегда, так как мыслительный процесс не может про­исходить в социальном вакууме. Но сила социального давления и узость норм могут по-разному влиять на принятие новых идей. Я уже достаточно сказал об изменении значения и ценно­сти целей в процессе осуществления любого проекта и назвал процесс корректировки целей «выбором целей». Много написа­но и о проблеме достижения и сохранения консенсуса в груп­пах, и в 11-й главе я тоже буду рассматривать этот вопрос. Вторая часть этой главы посвящена определению «постулатов» в соответствующей ситуации.


Кратковременные вспышки: может ли будущее стать настоящим.  Неконструируемость Закрытые системы ценностей Великий парадокс управления Размышление и технология Постулаты и ситуации Парадокс Сатчмо Различные формы Парадокса Сатчмо Жалоба непрофессионала Исключительная компетентность высшего руководства