Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  Точка зрения руководителя  
  Для кого написана эта книга  
  Стиль, тональность, настроение  
  Преодоление порогов  
  Работа менеджера — мифы и реальность  
  Мифы  
  Новый подход к тезису «работать умнее»  
  Теория управления как составная часть движения за компетентность управления  
  Движение за компетентность как одна из теорий управления  
  Некоторые соображения  
  Успех — это всего лишь то, что мы считаем успехом  
  Ключевой процесс «выявления целей»  
  Природа организационных ценностей  
  Принципы уточнения ценностей  
  Пять категорий организационных ценностей  
  Культ совершенства исполнения  
  Источники культовости  
  Некоторые нерешенные проблемы совершенства  
  Кратковременные вспышки: может ли будущее стать настоящим.  
  Неконструируемость  
  Закрытые системы ценностей  
  Великий парадокс управления  
  Размышление и технология  
  Что такое «техномания»?  
  Постулаты и ситуации  
  Парадокс Сатчмо  
  Различные формы Парадокса Сатчмо  
  Жалоба непрофессионала  
  Исключительная компетентность высшего руководства  
  Некоторые ненасильственные альтернативы  
  Менеджмент как исполнительское искусство  
  Подход с позиции готового перечня функций  
  Уроки, которые можно извлечь из исполнительских видов искусства  
  «Все дело в людях»  
  Поверхностный человек  
  Изучение поверхностного человека  
  Недостатки утилитарности  
  За здоровый деловой подход  
  Многочисленные формы делового подхода  
  Конец культуры и «диалексическое» общество  
  Эта заманчивая идея культуры  
  Еще одно определение культуры  
  Поиск смысла культуры  
  Диалексия и единый привычный поток действий  
  Диалексия и приверженность делу  
  О чем же говорить руководящей команде  
  Проблема стратегии  
  Организационное поведение в руководящей команде  
  Время, чувства и сосредоточенность руководителей  
  Руководящая команда и здоровье организации  
  Еще одно послание Джорджа Вашингтона  
  Менеджмент по-таоистски: «Спокойно они ушли и пришли»  
  Природа «ву-вей»  
  Как совершить «не-действия»  
  Менеджмент как заклинание змей  
  Словарь  
  Словарь 1  
  Словарь 2  
  Словарь 3  
  Словарь 4  
  Словарь 5  
  Словарь 6  
  Словарь 7  
  Прозорливый руководитель  
  Некоторые предварительные рассуждения о духе  
  Как я понимаю «дух» и «духовность»  
  Чего же мы ищем?  
  Потеря в новые поиски духовности  
  Религия: небольшое отступление  
  Духовность на рабочем месте  
  Духовность и прозорливость руководителя  
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

Постулаты и ситуации

Несколько поколений студентов, изучавших менеджмент, про­фессора призывали: «Сформулируйте Ваши постулаты!» Эта фра­за стала настолько банальной, что трудно услышать ее по-новому. Несмотря на все призывы, пожалуй, ни один из ста преподавате­лей не сможет сказать, что же надо для этого сделать. И даже если кому-то удается достичь, этого, все равно необходимо будет все пе­ресмотреть применительно к условиям «постоянно бурлящей воды». В рамках быстро меняющихся ситуаций постулаты становятся таким же подвижным элементом ситуации, как и все остальное; они не могут более функционировать как «заданные» величины.

«Технологию» можно определить как любой стандартизирован­ный метод по производству заданной продукции или получению других результатов из данного исходного. Таким образом, моло­ток, скрипка или воскресная проповедь могут быть технологиями. А вот танцы в дискотеке в полночь, пожалуй, нельзя отнести к технологии, хотя саму дискотеку можно (технология развлечений). Стандартизированный метод, с моей точки зрения, — отличитель­ная черта «технологии». Но технология необязательно связана с машинным оборудованием. Соответственно перед каждым конст­руктором или разработчиком технологии встает вопрос: «Что не­обходимо для того, чтобы данная технология обеспечила заплани­рованный результат?». Чтобы ответить на этот вопрос, конструктор или разработчик должны аналитически и критически проанализи­ровать технологию. Это самое трудное для «техноманов».

Ниже приводятся двенадцать соображений относительно по­стулатов, касающихся любой технологии. Если технологии не сра­батывают, очень часто оказывается, что это было связано с тем, что различные факторы и силы действовали не так как предпола­галось, или, что еще хуже, подобное развитие событий даже не предполагалось, поэтому непредвиденные силы начинали подта­чивать эффективность технологии с самого начала. Последнее весьма характерно в области общественной политики.

1.      В каждой технологии содержится требование относительно верности и надежности. Каковы же прочие равные условия (ceteris paribus), сопутствующие подобным требованиям?

2.      Все технологии предусматривают использование определен­ного количества ресурсов определенного уровня качества, поставляемых в определенные сроки и за определенную плату.  Какие предположения делаются относительно необходимых ресурсов? Это можно было бы назвать фактором «помимо источников питания».

3.  Какие постулаты выдвигаются относительно соответствия данной технологии известным биологическим и психологическим законам, управляющим людьми, которые используют данную тех­нологию и подвергаются ее воздействию? Я бы назвал это «тремя элементарными уроками» или фактором «инструкции по приме­нению».

4.  Какие постулаты выдвигаются относительно соответствия
планируемых результатов применения технологий требованиям
безопасности для окружающих? Это фактор «соответствия расчетам».

5.  Какие постулаты выдвигаются относительно побочных ре­зультатов, их природы, масштаба, серьезности, стоимости по от­ношению к стоимости основного результата? Это фактор, действующий по принципу «не разбив яиц, не получить омлета».

6.  Какие постулаты выдвигаются относительно природы и раз­мера побочных действий,  возникающих в результате основных побочных действий? Исследование последствий вторичного и тре­тичного порядка следует рассматривать как фактор усиления нео­пределенности.

7.  Какие постулаты выдвигаются относительно издержек: по­купка технологии, управление, техническое обслуживание, усо­вершенствование?

8.  Какие постулаты выдвигаются по начальной фазе функцио­нирования технологии? Это фактор «пробы, первоначального вне­сения изменений».

9.  Учитывая, что людям свойственно практически всегда вносить стихийные изменения в любую технологию, как только они научатся управлять ею и пользоваться ее результатами, какие пред­положения должны делаться относительно вероятности и характе­ра подобных изменений и их последствий для технологий?  Это так называемый «высокотехнологический фактор».

10.Какие предположения делаются относительно соответствия технологий существующим нормам и относительно табу, существу­ющим в том культурном слое, в котором будет функционировать данная технология? Я бы назвал это фактором «мы никогда так раньше не делали».

11. Какие предположения делаются относительно обязательств, которые могут возникнуть в будущем в процессе функционирова­ния данной технологии? В какой-то степени это напоминает ситу­ацию, которая могла бы сложиться, если бы вдруг удалось от­крыть секрет долголетия.

12. «Силы и факторы», соответствующие любой технологии, обычно сами представляют собой технологии. Какие предположе­ния необходимо было бы ввести в данный перечень для тщатель­ного изучения работы таких «вспомогательных технологий»?

Но все перечисленные постулаты не новы и обычно изучают­ся, иногда даже очень сложными методами. И тем не менее у меня создалось впечатление, что подобная форма мышления не­достаточно распространена в нашем обществе и технологии не изучаются систематически. Многое из того, что я включаю в ка­тегорию технологии, не удостаивается внимания. Например, уни­верситетские программы обучения, с моей точки зрения, это технологии, но они крайне редко рассматриваются в многоплано­вом ракурсе, обусловленном вышеперечисленными двенадцатью категориями. То же самое можно, к сожалению, сказать и об игрушках («игровые технологии»). Вся история создания авто­мобильной и телевизионной индустрии в Америке — это история непредвиденных издержек, неиспользованных возможностей, непредсказуемых последствий. История повторяется с компью­терной технологией. И перечень этот может быть бесконечен. Наша способность создавать современные технологии значитель­но опережает нашу способность оценивать последствия примене­ния этих технологий и в более широком социально-экономичес­ком плане. И поэтому я беру на себя смелость заявить, что и наша история выпестовала и продолжает культивировать вид мышления,  названный мною «техноманией».

Вышеперечисленные двенадцать категорий во многом помо­гут при формулировке постулатов как канва для применения тех­нологий. Но по-прежнему остается без ответа вопрос: «Как сфор­мулировать постулаты, как поступать, если у вас нет списка двенадцати категорий, который мог бы дать толчок к размышле­нию?» Иными словами, что дает толчок нашей мысли в этом направлении? Я не уверен, что этим вопросом занимались пси­хологи и исследователи. И однозначный ответ невозможен, по­скольку ответ сам по себе будет представлять технологию, неви­димо управляемую постулатами.

В 4-й главе кратко рассматривалась разница между культом и областью исследований. Техноманы создают культ из своих излюб­ленных методов и приемов. Им трудно быть гибкими по отноше­нию к своим технологиям, видеть их недостатки и рассматривать их как предмет постоянного изучения. Является ли безнадежным идеализмом мысль о том, что даже самую устоявшуюся и стандар­тизированную технологию следует рассматривать как область ис­следований? Только на первый взгляд! Вспомните, какую высокую оценку используемым технологиям дают сами исполнители. Музы­канты, спортсмены, ремесленники или просто высококвалифици­рованные рабочие, безукоризненно выполняя свою работу, с уди­вительной любовью говорят о своих инструментах. Очеловечивая их, они придумывают своему инструменту и оборудованию биогра­фию. Они могут говорить с восхищением или раздражением о его работе, но говорят всегда охотно, как бы смирившись со сложнос­тью процесса достижения совершенства. Вот, например, что говорил астронавт Майкл Коллинз об энергоблоке космического кораб­ля:  «Эти батареи... чудные штуки.  Дело не в том, что они то работают, то лет. Они, как люди, у них бывает разное настроение. У одних бывают плохие дни, и тогда они как бы лечатся. Другие — страшные ипохондрики, они вырабатывают массу энергии, но де­лают это раздраженно, жалуясь и ворча. И приходится волновать­ся за них, подбадривать и ласково с ними разговаривать» (Mailer, 1971, стр. 239-240). Без преувеличения можно сказать, что для исполнителя высокого класса возможности и границы технологии являются предметом постоянного творческого поиска.

Формулировка критических постулатов, влияющих на успех технологии, всегда представляет собой некую самостоятельную операцию, в значительной степени базирующуюся на трех ве­щах: 1) уверенности, что проблему необходимо обдумать; 2) твор­ческом использовании общих знаний, о физическом, экономичес­ком и общественном ситуационном фоне данной технологии и опыте работы с подобными технологиями в прошлом в аналогич­ных ситуациях; 3) обсуждениях с целью услышать мнение о сформулированных вами постулатах. Последнее положение сви­детельствует о том, что данный процесс носит не только индиви­дуальный, аналитический характер, но и общественный. Таким образом, мы обнаружили еще одну область в современной орга­низации, где требуется работать «коллективно с большей эффек­тивностью», еще одну область, где игнорирование необходимос­ти совершенствовать свое умение работать с другими людьми приводит к серьезным последствиям. Исполнители высшего класса осознают, что любое исследование возможностей инструмента и оборудования, с которым они работают, не что иное, как обще­ственное мероприятие. Поэтому они могут часами говорить на профессиональные темы, обсуждать тончайшие нюансы взаимо­связи человека и технологии.

Мне хотелось бы, чтобы кратко изложенные в этой главе сооб­ражения о технологиях послужили бы своего рода противоядием техномании. Несмотря на то что я подробно обо всем этом расска­зал, ставки очень высоки. Дело в том, что люди бывают подчас просто заворожены технологиями: они в изобилии изобретаются и используются, не вызывая опасений. Технологии могут также стать источником весьма забавных приключений, что будет рассмотрено в следующей главе. Я закончу эту главу маленькой фантазией, ко­торую я сочинил несколько лет назад для своих коллег, чтобы пока­зать, что, хотя мы я смотрим свысока на увлечение простых людей универсальными рецептами, мы и сами им не чужды.

Все мы знаем, что студентам и менеджерам очень хотелось бы иметь что-то вроде книги кулинарных рецептов  (сами мы относимся презрительно и свысока к подобным нуждам). Но как бы могла выглядеть подобная книга, написанная профессо­ром, специалистом по организационному поведению? Возмож­но, в ней подробнейшим образом с точки зрения системного подхода будет рассматриваться взаимодействие повара, ингре­диентов, кухонной утвари, мойки, плиты и обедающего. Читая ее, трудно будет представить, для кого она написана — для повара или для ложки. А может быть, для соломки или теста? Если эта Книга будет хорошо написана, то, безусловно, станет считаться прорывом в своей области. Ее автор займет достой­ное место в Академии менеджмента. Ее содержание будет цити­роваться даже в путеводителях (я предпочитаю не задержи­ваться на этом). Но хуже всего то, что повара начнут прилежно изучать эту книгу, с тем чтобы глубже понять суть процесса приготовления пищи. По мере развития затронутых в книге проблем начнут появляться более узкие специалисты. Возник­нет, к примеру, двухфакторная теория поварской мотивации (в лучших традициях смежных дисциплин, позаимствованная из области организационного поведения). Пройдет еще немного времени, и начнут появляться статьи, озаглавленные примерно так: «Некоторые забытые переменные в кухне»; «Проверка и перепроверка надежности составленного Вейллом списка инвен­таря для обеда»; «Возникновение кулинарной парадигмы» и так далее. Короче, «зубры теории кулинарных рецептов» будут занимать официальные кресла, сатрапы в игре, давно раски­давшей поваров по боковым линиям.

Неконструируемость Закрытые системы ценностей Великий парадокс управления Размышление и технология Что такое «техномания»? Парадокс Сатчмо Различные формы Парадокса Сатчмо Жалоба непрофессионала Исключительная компетентность высшего руководства Некоторые ненасильственные альтернативы