Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

  Менеджмент организации
  Введение
  Конференции
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  МЕНЕДЖЕРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
  СВЯЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  Тесты по дисциплине
  Кроссворды по дисциплине
  Глоссарий по дисциплине
  Госстандарт Менеджмент организации
  Теория мотивации
  МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
  Введение в специальность менеджмент
  Приемы влияния на людей
  Феномены ситуаций
  Стратегический менеджмент
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  МЕНДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
  Консультации о поступлении
  Контакты
  ИСКУСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
  Точка зрения руководителя  
  Для кого написана эта книга  
  Стиль, тональность, настроение  
  Преодоление порогов  
  Работа менеджера — мифы и реальность  
  Мифы  
  Новый подход к тезису «работать умнее»  
  Теория управления как составная часть движения за компетентность управления  
  Движение за компетентность как одна из теорий управления  
  Некоторые соображения  
  Успех — это всего лишь то, что мы считаем успехом  
  Ключевой процесс «выявления целей»  
  Природа организационных ценностей  
  Принципы уточнения ценностей  
  Пять категорий организационных ценностей  
  Культ совершенства исполнения  
  Источники культовости  
  Некоторые нерешенные проблемы совершенства  
  Кратковременные вспышки: может ли будущее стать настоящим.  
  Неконструируемость  
  Закрытые системы ценностей  
  Великий парадокс управления  
  Размышление и технология  
  Что такое «техномания»?  
  Постулаты и ситуации  
  Парадокс Сатчмо  
  Различные формы Парадокса Сатчмо  
  Жалоба непрофессионала  
  Исключительная компетентность высшего руководства  
  Некоторые ненасильственные альтернативы  
  Менеджмент как исполнительское искусство  
  Подход с позиции готового перечня функций  
  Уроки, которые можно извлечь из исполнительских видов искусства  
  «Все дело в людях»  
  Поверхностный человек  
  Изучение поверхностного человека  
  Недостатки утилитарности  
  За здоровый деловой подход  
  Многочисленные формы делового подхода  
  Конец культуры и «диалексическое» общество  
  Эта заманчивая идея культуры  
  Еще одно определение культуры  
  Поиск смысла культуры  
  Диалексия и единый привычный поток действий  
  Диалексия и приверженность делу  
  О чем же говорить руководящей команде  
  Проблема стратегии  
  Организационное поведение в руководящей команде  
  Время, чувства и сосредоточенность руководителей  
  Руководящая команда и здоровье организации  
  Еще одно послание Джорджа Вашингтона  
  Менеджмент по-таоистски: «Спокойно они ушли и пришли»  
  Природа «ву-вей»  
  Как совершить «не-действия»  
  Менеджмент как заклинание змей  
  Словарь  
  Словарь 1  
  Словарь 2  
  Словарь 3  
  Словарь 4  
  Словарь 5  
  Словарь 6  
  Словарь 7  
  Прозорливый руководитель  
  Некоторые предварительные рассуждения о духе  
  Как я понимаю «дух» и «духовность»  
  Чего же мы ищем?  
  Потеря в новые поиски духовности  
  Религия: небольшое отступление  
  Духовность на рабочем месте  
  Духовность и прозорливость руководителя  
  ПРАКТИКА КОНТРОЛИНГА
  ТЕСТЫ ФЕПО - МЕНЕДЖМЕНТ
  50 МЕТОДИК МЕНЕДЖМЕНТА
  Публикации
  Изданные учебные пособия
  Конкурсы
  На базе филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме Смоленской области открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
  ЛОГИКА
  Инновационный менеджмент

ИНФОРМАЦИЯ

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
  Контакты  Карта сайта  НА ГЛАВНУЮ  

Парадокс Сатчмо

В той или иной степени все главы книги говорят о «непозна­нии», «отказе от знания». Мы слышали это много раз, практичес­ки никогда не осмысливали.  Данная глава целиком посвящена этому вопросу. Я озаглавил ее «Парадокс Сатчмо». Еще Луи Армтронг с потрясающей простотой высказался о парадоксальной сущ­ности «познания»:  «Если вы спрашиваете, что такое джаз, вам никогда не узнать этого»  (Barett's Familiar Quotations,   1968, стр.1049). По иронии судьбы это высказывание обычно цитиру­ют, чтобы передать загадочность и   неуловимость какого-либо яв­ления, оно фактически стало риторическим приемом завершения обсуждения сложного вопроса. Это как бы констатация того, что человек, задающий вопрос,  — совершеннейший олух, если дума­ет, что такую сложную вещь можно легко объяснить.  Но,  повидимости, добросердечный Армстронг совсем не собирался изре­кать истину, а сказал так просто, от избытка переподнявших его профессиональных знаний и чувств и от полной беспомощности объяснить, что это для него самого значит.

Из нижеприведенной цитаты Честера Барнарда можно понять, почему Парадокс Сатчмо фигурирует в этой книге:

«Функции управления, обычно выделяемые, чтобы их мож­но было описать, и являющиеся основой функциональной специализации в организации, сами по себе не имеют соб­ственного существования. Они являются частью процесса, называемого организацией. Этот процесс и в более сложных организациях, и в простейших является целиком сфе­рой деятельности руководителей или лидеров. Используе­мые средства в значительной степени представляют собой конкретные, логически определенные действия, но основ­ной частью процесса является восприятие организации и всего к ней относящегося как единого целого. Это выходит за рамки чисто интеллектуальных методов и выявления фак­торов конкретной ситуации. Здесь вступают в силу такие понятия, как «чувство», «суждение», «ощущение», «про­порция», «баланс», «соответствие». Это становится скорее предметом искусства, а не науки и понятием скорее эстети­ческим, чем логическим. И поэтому оно узнается, а не опи­сывается по своим результатам и не при помощи анализа (Barnard,   1938,  стр.235).

Я считаю, что это замечательное высказывание достойно посто­янного перечитывания и размышления. К сожалению, оно не впи­сывается в его общие концепции в области менеджмента. Мы дума­ем о нем исключительно как о рационалисте, поставившем менеджмент на « солидный теоретический базис». То есть мы как бы запомнили только первую часть вышеизложенной цитаты. Дей­ствительно, Барнард внес неоценимый вклад в открытие таких по­нятий, как «логически определенные конкретные действия». Но он не остановился на этом, а заявил, что не менее необходимо и нечто другое, а именно «восприятие организации и всего к ней относяще­гося как единого целого». Теория развития и передачи таких поня­тий, как «чувство», «суждение», «ощущение», «пропорция», «ба­ланс», «соответствие», значительно менее развита (если вообще существует), чем теория «интеллектуальных методов и приемов вы­явления факторов ситуации». И спустя пятьдесят лет, как Барнард написал эти строки, мало что изменилось: мы узнаем нечто, когда видим, но не можем выразить словами достаточно точно.

Не будет преувеличением сказать, что во всей литературе о ме­неджменте нет более четкого высказывания о том, что меня интере­сует. Меня восхищает идея поиска более совершенных способов выражения мысли об «особой обязанности», и в то же время меня восхищает огромное разнообразие способов выполнения этой обя­занности реальными людьми в реальных ситуациях. Эти два мо­мента переплетаются: чем точнее мы выражаем свои мысли о дан­ном предмете, тем яснее видим суть, тем совершеннее становится наше концептуальное восприятие и способность обучать других.

Оба измерения — говорить и делать — охватываются Пара­доксом Сатчмо. Собственно, об этом говорится и в конце цитаты из Барнарда. Чувства, суждения и ощущения как теоретика, так и практика трудно выразить словами. По выражению Нормана Мэйлера (Norman Mailer, 1971, стр. 124), они находятся где-то «на самой грани словесной системы». Теоретику, конечно же, хо­телось бы четко объяснить сущность этого «эстетического» аспек­та. Для практика еще более важно донести свои видение и стратегию до других членов организации. Как раз этот аспект пробле­мы — общение    Барнард не рассматривает.

В настоящей главе рассматривается влияние Парадокса Сат­чмо именно на практиков. В следующей главе я рассуждаю о руководстве и менеджменте как об «исполнительском искусстве» и значении Парадокса Сатчмо в этом процессе. Ключевой темой данной главы будет задача разъяснения менеджером или руко­водителем смысла и значения целей организации ее членам в условиях «постоянно бурлящей воды», где смысл целей посто­янно меняется или подчас вступает в противоречие с новыми событиями. В 3-й главе я ввел для этого процесса понятие «вы­явление целей», основная задача которого видится в достиже­нии ясности, консенсуса и выполнении обязательств. В этой главе «выявление целей» рассматривается во взаимосвязи с Па­радоксом Сатчмо.


Закрытые системы ценностей Великий парадокс управления Размышление и технология Что такое «техномания»? Постулаты и ситуации Различные формы Парадокса Сатчмо Жалоба непрофессионала Исключительная компетентность высшего руководства Некоторые ненасильственные альтернативы Менеджмент как исполнительское искусство