В связи с возникшей ситуацией контроллер приглашает заинтересо¬ванных руководителей отделов: сбыта, производства и закупок - на совещание, на котором должен быть составлен альтернативный план. В ходе подготовки к этому совещанию был разработан ряд предложений и мероприятий. 1. Руководитель отдела сбыта предлагает включить в ассорти¬мент изделие 4 по цене 480 ДМ за 1 т. Контроллер уже сделал пред¬варительную нормативную калькуляцию предельных затрат, которые составили 300 ДМ за 1 т. Известно, что трудоемкость изделия 4 равна 6 ч на 1 т. Руководитель отдела сбыта оценивает возможный объем реализации изделия 4 в размере 1000 т в течение первого года. 2. Прогноз сбыта изделия 3 достаточно оптимистичен. Руководитель отдела сбыта считает, что можно реализовать в три раза большее количество, чем это предусмотрено первоначальным проектом бюджета, если предложить продавцам премию в размере 10 ДМ за 1 т. 3. Руководитель производственного отдела предложил усовершенствовать технологический процесс, что позволит снизить трудоемкость изделия 2. Однако назвать точную величину экономии времени пока нельзя. Он считает, что нововведение требует проверки и необходимо убедиться в том, что все будет нормально. 4. Контроллер предлагает повысить цену изделия 3, несмотря на предложения руководителя отдела производства рационализировать технологический процесс изготовления этого изделия. Кроме того, контроллеру кажутся слишком высокими затраты на покупные ма¬териалы для изделия 3, составляющие 300 ДМ за 1 т, в то время как предельные затраты равны 400 ДМ. 5. Начальник отдела сбыта мог бы согласиться с увеличением объема продаж изделия 1 на 500 т, если бы цена на него была снижена на 10%. 6. По мнению руководителя отдела сбыта, исходя из рыночной ситуации и с учетом перспективных интересов план по продажам изделия 3 ни в коем случае нельзя снижать. Даже если отказаться от премии продавцам, то все равно можно продать почти вдвое больше первоначально намеченного. Если и снижать объем продаж, то только для изделия 2-е 2000 до 1800 т. По этому изделию сильнее позиции конкурентов, а у АО «Ламина» есть конкурентные преимуще¬ства по изделию 3. 7. С целью обеспечения сбыта дополнительных 500 т изделия 3 вместо премий для продавцов в размере 10 ДМ за 1 т лучше провес¬ти специальную рекламную кампанию со сметной стоимостью 50 000 ДМ. 8. Изделие 1 может быть в ограниченном объеме (250 т) продано на экспорт. Однако экспортная цена может составить лишь 440 ДМ за 1 т. Руководитель отдела закупок обращает внимание на то, что на фрахт и упаковку следует дополнительно предусмотреть в калькуля¬ции 15 ДМ за 1 т. 9. Кроме того, руководитель отдела закупок предлагает не производить изделие 1 самим, а закупать его на стороне и перепрода¬вать. Он уже предварительно установил контакт с производителем в одной из стран ЕС. Тот мог бы поставлять изделие 1 от 1000 до 2000 т в год по цене 420 ДМ за 1 т. Однако, начальник производственного отдела не в восторге от этой идеи. Он указывает на то, что не следу¬ет покупать продукт, который можно производить самим. Кроме того, в дорогостоящие производственные мощности (пригодные для изготовления всех трех продуктов) инвестирован значительный капитал, и этот капитал может окупиться только за счет интенсив¬ной эксплуатации оборудования. 10. Президент фирмы, недовольный высоким уровнем постоянных затрат, считает, что необходимо изменить организационную структуру фирмы. Он хотел бы поставить руководителя отдела сбыта во главе продуктовой группы 3, руководителя производства - во главе продуктовой группы 2, а руководителя отдела закупок - во главе продуктовой группы 1. Производственные мощности должны выделяться продуктовым группам в соответствии с потребностью в них. Руководителям продуктовых групп должен быть задан норма¬тив прямых постоянных затрат. Однако, по мнению президента, и административные постоянные затраты должны быть распределены по продуктовым группам. Бюджет не должен быть утвержден до тех пор, пока каждый руководитель продуктовой группы не возьмет на себя обязательство покрыть свою долю этих затрат. Только после этого президент готов признать руководителей продуктовых групп настоящими шефами центров прибыли. В общем же он считает, что бюджет должен обеспечивать целевую прибыль в размере 15% (до уплаты налогов) на инвестированный капитал. Однако, поскольку президент не очень любит цифры, ему было бы приятно получить от контроллера как от «продавца» планов графическое представление нового бюджета.
|