Планирование представляет собой обучающий процесс. Вместо «Кто не рискует, тот не выигрывает» здесь можно было бы сказать: «Кто начинает, тот выигрывает». Однако готовность чему-то постоянно учиться возникает только тогда, когда эффект от обучения не оценивается как выражение прошлой глупости. Ведь иногда можно услышать: «Не волнуйтесь, ваш план и в прошлый раз был неправильным!» Такое высказывание шефа по отношению, например, к руководителю отдела сбыта наверняка приведет к утрате последним всякого желания планировать. Высказывание шефа означает, что планирующий должен был стать пророком (планирование оказалось «неправильным»). Кроме того, в этой фразе слышится еще упрек в том, что была проявлена либо очевидная неспособность планировать, либо неумение координировать реально происходящие процессы в соответствии с намеченным планом. Однако, поскольку в действительности невозможно точно предсказать все, что произойдет, руководитель отдела сбыта, к которому была обращена приведенная претензия, в следующий раз решит, что его область деятельности невозможно планировать, поскольку многое все время меняется или оказывается непредсказуемым, например поведение клиентов или конкурентов. Ни от кого нельзя требовать, чтобы он сам строил себе виселицу, на которой должен быть повешен. Таким образом, отклонения ни в коем случае не должны служить для того, чтобы из-за них или из-за «плохого» планирования ставить кого бы то ни было к позорному столбу. Отклонения - это только сигналы, которые позволяют улучшить регулирование и которые следует интерпретировать с содержательной точки зрения как помощь или сервисную функцию, дающую возможность дополнительного обучения. ПЛАНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НАПРЯЖЕННЫМИ И ДОСТИЖИМЫМИ Не имеет смысла требовать невозможного, чтобы затем достичь возможного. Как с обычными часами: они не будут долго и надежно работать, если перекручивать пружину. Плановые цифры должны быть чем-то вроде верстовых, а не позорных столбов. Нет ничего более успешного, чем сам успех. Мотивация к планированию заключается в создании ощущения достижимости поставленной цели, которая одновременно воспринимается как реальный результат. Таким образом, планирование не должно ассоциироваться с закручиванием гаек. Если виноград висит слишком высоко, то лиса перестает подпрыгивать, чтобы достать его, несмотря на то, что он сладок. Возможно, самое большое искусство менеджера заключается в том, чтобы обеспечить для своих сотрудников компромисс между напряженностью выполнения работ, с одной стороны, и достижимостью поставленной цели, с другой стороны. Нельзя допустить ни завышения, ни занижения требований. Поэтому необходим индивидуальный подход к планированию: во-первых, в зависимости от содержания задачи (например, не все регионы одинаковы с точки зрения цели по обороту или не все руководители продуктовых групп должны получать одинаковые плановые задания по суммам покрытия, поскольку некоторые из этих групп, возможно, новые); во-вторых, индивидуальный подход нужен к людям, ведь новый сотрудник не может с самого начала иметь такие же результаты, как «старички». При таком подходе четко проявляется схожесть функций руководителя, владеющего современным стилем управления, и ТРЕНЕРА, который заботится о том, чтобы каждый игрок по возможности достигал наилучших результатов и чтобы успех команды в целом обеспечивался за счет совместной игры всех ее членов. Тренер должен тренировать и поддерживать игроков, предъявляя к ним определенные требования, однако он не должен сам забивать голы только потому, что уверен в своей способности делать это лучше других.
|